Представители и эксперты органов государственной власти и религиозных объединений участвовали в обсуждении актуальных вопросов использования зданий религиозными организациями, которое состоялось в Министерстве финансов РФ. В частности на повестке дня рассматривали исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 17.11.2020 №47-П.
В мероприятии приняли участие представители Правового управления Московской Патриархии, Управления по взаимодействию с органами государственной власти Духовного собрания мусульман России (ДСМР), Духовного управления мусульман РФ, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Федерации еврейских общин России, Русской православной старообрядческой церкви, Буддийской традиционной сангхи России, Римско — католической архиепархии Божией Матери в Москве, Евро-азиатского дивизиона Генеральной конференции Церкви христиан — адвентистов седьмого дня, Евангелическо — лютеранской церкви России.
В Постановлении, которое было выдвинуто на расмотрение, Конституционный суд обратил внимание на правовой пробел в законе «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (или «О церковной реституции») — там не был четко прописан статус передачи так называемого «перепрофилированного имущества». Речь о зданиях, которые к церкви никак не относились, но были переданы ей и впоследствии приспособлены под её нужды. То есть, например, о домах, ставших церквями, о помещениях, ставших домами для паломников, и так далее.
Механизм защиты церкви тоже не был прописан — то есть местные власти могли расторгнуть или не продлевать, например, договор с одной религиозной организацией, долгие годы пользовавшейся помещением, и перезаключить его с другой. Так произошло в 2016 году в Твери, где власти города не стали продлевать договор с общиной православной церкви Божией Матери Державной, пользовавшейся помещением более 20 лет, а потом отдали его приходу храма праведного Лазаря Тверской и Кашинской епархии Русской православной церкви. Община первой церкви обратилась в суд.
В итоге Минфин предложил прописать в законе слова о том, что «религиозная организация, имеющая на день вступления настоящего Федерального закона в безвозмездном пользовании перепрофилированное имущество, имеет преимущественное право на заключение договора безвозмездного пользования этим имуществом на новый срок». Соответствующий законопроект размещён на портале проектов нормативных правовых актов.