23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица», которой руководил нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Официальным поводом для репрессий власти называли вероятность предательства со стороны народов Кавказа и бандитизм в горах. За один день сотни тысяч людей вывезли в Казахстан и Киргизию, спустя 12 дней – указом Президиума Верховного Совета СССР расформировали Чечено-Ингушскую АССР. Лишь 13 лет спустя выжившие смогли вернуться домой.
По словам министра по делам национальностей Чечни Джамбулата Умарова, репрессии начались раньше: во время войны была установка не награждать чеченцев, ингушей, балкарцев и даже калмыков, не присваивать им званий и не отмечать их подвиги. Но к такому жестокому шагу, как выселение, люди оказались не готовы.
Жили в землянках, ели что придётся
«Моему отцу Вахиду было всего два года, он был младшим из шестерых детей, – рассказал Джамбулат Умаров. – Дедушку и бабушку вместе с другими чеченцами изгнали с их малой родины на Иртыш. Привыкших к тёплому климату горцев выслали в ледяные степи на верную смерть. Но они выжили».
Голодные, замерзающие, обездоленные, они продолжали помогать своим родственникам и соседям. На руках у Магомеда и Сулак Умаровых оказалось 57 детей – они приютили ребят, родители которых умерли в дороге. Своих детей у них было13, но только шестеро выжили. Дети умирали от голода и болезней, жизни уносила вспышка кори.
Не было ни работы, ни пропитания, ни какого-нибудь жилья. Сосланные чеченцы жили в землянках, искали пищу в полях. Чтобы прокормить себя и детей, супы варили даже из ремней.
«В Галанчожском районе, откуда родом мои предки, было селение Хайбах. Оттуда не успели выселить около 700 человек, и с ними решили расправиться другим способом. Людей загнали в конюшню совхоза, который, по иронии судьбы, носил имя Берии. Полковник НКВД Михаил Гвишиани, командовавший операцией, хотел сжечь эту постройку вместе с людьми. Русский капитан Громов бросился на полковника с наганом, открыл засов и освободил запертых в конюшне людей. Позже Громова расстреляли. Этого мы тоже никогда не забудем», – рассказал Джамбулат Умаров.
Спасала вера
«Ранним утром 23 февраля солдаты пришли в наш дом. Мужчин к этом времени уже забрали, – рассказала Анжела Матиева из Ингушетии. – За три месяца до этого бабушка Пятимат родила двойню и назвала мальчиков Иса и Муса. Папе моему было четыре года, и помимо близнецов, у него ещё была младшая сестрёнка, три старших сестры и три брата. Самому старшему было 14 лет. Пришли солдаты и сказали: собирайтесь, будем вас выселять. Бабушка была сильной женщиной, многое пережила, но в тот момент впала в ступор. Собрала детей, а потом просто остановилась посреди комнаты с малышом на руках и ничего не могла с собой поделать. Увидев это, молодой русский солдат схватил швейную машинку, которая стояла в углу, вручил бабушке, собрал тёплые вещи».
Мать Руслана Парчиева умерла в 1953 году, и лишь три года спустя, когда репрессированные народы реабилитировали, отцу удалось перевезти семью в Алма-Ату. Это место показалось ребёнку райским уголком, и сейчас Руслан вспоминает его с нежностью.
«Старшим, конечно, было сложнее, но для малышей это время было счастливым, хоть и тяжёлым, – говорит Руслан. – Кавказ, родина наших родителей, нам казался какой-то нереальной сказкой. Рассказы о больших яблоках и грушах удивляли меня, не видевшего на деревьях ничего тяжелее шишек и боярышника. Я не понимал, как такие громадины удерживаются на ветках. Рассказами о прекрасном сказочном Кавказе мы очаровывали своих сверстников – немцев, корейцев, казахов».
В 1957 году указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, хотя и не в прежних границах. Люди стали возвращаться в родные места.
Без срока давности
23 февраля исполняется 75 лет с момента выселения ингушей и чеченцев. Несмотря на то, что уже сменились поколения, эта страшная дата не забыта.
В Чеченской Республике, к примеру, в этот день каждый год режут скот, варят мясо и кормят нуждающихся.
«Мы понимаем, что многие народы пострадали от сталинских репрессий, и русские – больше всех, – говорит Джамбулат Умаров. – Но мы никогда не забудем преступления против нашего народа. Это зло не имеет срока давности и не может быть оправдано».
Помнят годовщину и в Ингушетии: в Магасе и Назрани проводят митинги, в школах организуют классные часы. Внуки репрессированных сами стали родителями и сохранили историю для своих потомков.
Источник: Аргументы и Факты Ставрополь