Суббота, 13 июля, 2024
ГлавнаяВероучениеВ каких случаях разрешается брать в долг? Можно ли задерживать отдачу долга?

В каких случаях разрешается брать в долг? Можно ли задерживать отдачу долга?

Cуществует три положения, при которых дозволяется брать в долг:

1- Когда нет средств к существованию, разрешается брать в долг сумму, равную прожиточному минимуму. А также, когда человек хочет избежать недозволенного заработка, и берёт в долг, чтобы иметь возможность зарабатывать дозволенным способом (например, для закупки товара).

2- Когда человек не имеет жилья, он может взять в долг некую сумму для покупки или аренды дома, квартиры. А также в случае необходимости покупки дров, угля, печки, зимней одежды и т. п.

3- Когда человек женится; или по служебной необходимости; или в других случаях крайней необходимости.

В случае отсутствия вышеуказанных причин, просить в долг Шариатом не дозволяется. К примеру, нельзя брать в долг для: покупки дорогой одежды; дорогих деликатесов, а также любых предметов, в которых человек не испытывает острой необходимости. Запрещено влезать в долги, в погоне за престижными вещами, дабы не “отстать” от соседей, знакомых.

Мусульманину необходимо стремиться к тому, чтобы вернуть взятый долг при первой же возможности. Это касается и рассрочек при торговых взаимоотношениях. Задерживать выплату долга – является грехом, как сказано в хадисе: “Не будет принята милостыня того человека, у которого члены семьи находятся в нужде, и у которого есть долги”. [Бухари].

Мусульманин же должен стремиться избежать участи должника.
Нельзя давать в долг человеку, который попусту растрачивает своё имущество, или приобретает недозволенное.

Должник, не имеющий возможности вернуть долг вовремя, обязан попросить отсрочку. Если же должник имеет возможность вернуть взятое, но не делает этого, то получит грех и будет причислен в разряд притеснителей.

Некоторые изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о долге:

“Дающий милостыню получает десять благостей, а дающий в долг, – восемнадцать”. [Табарани].

“Господи, прошу Твоей защиты от куфра и от положения должника”. [Насаи].

“Если кто-либо берёт в долг с намерением не возвращать его, предстанет в Судный День в качестве вора”. [Ибни Маджа].

“Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя”. [Табарани].

В то же время в хадисах говорится и о том, что отсрочка долга нуждающимся в этом должникам, будет богоугодным делом:

“Кто хочет избавиться от страха в Судный День, пусть даёт отсрочку должникам, оказавшимся в затруднительном положении”. [Табарани].

“Всевышний Аллаха избавит в Судный День от ужаса и лишений того, кто обрадует мусульманина, оказавшегося в затруднительном положении, или оплатит его долг”. [Муслим].

“В Судный День будет призван к Ответу мусульманин с многочисленными грехами. И он скажет: “Нет у меня никаких благих дел. Правда, я говорил своему ученику, чтобы он никогда не притеснял своих бедствующих должников, и позволял возвращать долги, когда им будет удобно. И если они ещё попросят чего-либо, то не отказывал бы им, а давал бы им снова хоть что-нибудь “. Всевышний Аллах простит этого человека со словами: “Сегодня ты бедствуешь. Но, так как ты в том мире жалел моих рабов, то и Я сегодня пожалею тебя”. [Бухари].

Взято из книги Гыльми-Халь.

Подготовил: Имам-хатыйб ДУМ г.Москвы и Московской области “Московский Муфтият” Ильнур хазрат Гайнутдинов

Популярное