Недавно миллионы зрителей увидели в популярном турецком сериале Payitaht Abdülhamid («Права на престол Абдулхамид» или «Последний император») казанского имама Булата Мубаракова, который снялся в роли российского муфтия Мухамедьяра Султанова (1886-1916). Однако о выдающемся мусульманском деятеле прошлого большинству из нас известно мало, кроме эпизода передачи турецким султаном российским мусульманам волос с бороды пророка Мухаммада. В связи с этим доцент кафедры Исламской теологии РИИ (Казань), кандидат исторических наук Наиль Гарипов специально для «Миллиард.татар» восполняет этот пробел в авторской колонке.
Как императрица убила двух зайцев
Оренбургское Магометанское Духовное собрание в истории мусульман России, особенно Волго-Уральского региона, Центральной части России и Сибири занимает ключевое место. Учреждение было создано по распоряжению Екатерины Второй, которая вела войну с Османской империей и войну с казачьим войском под предводительством Емельяна Пугачева. Мусульмане Волго-Уральского региона активно помогали и участвовали на стороне казачьих войск. Для Российского самодержавия необходим был орган для управления мусульманским населением, с одной стороны, мусульманам необходимо было легализовать свое присутствие в православной империи. Поэтому проект создания религиозного управления пусть не сразу, но большинство мусульман все-таки поддержало.
Историей муфтията начали заниматься в конце XIX века. Одним из первых историков стал Мухаметсалим Уметбаев, который работал в этом учреждении писарем. О работе данного учреждения много написали и известный татарский ученый Шихабетдин Марджани, и Ризаетдин Фахретдинов. Из наших современников первым описавшим работу дореволюционного муфтията стал уфимский ученый Азаматов. Большой вклад в изучение ОМДС внес А. Нугманов, Р.М. Мухаметшин, А. Хабутдинов, Михаэль Кемпер, Седанкин и также автор данной статьи Н.К. Гарипов. Также историей этого учреждения занимались Г. Саматов и В. Якупов. Так или иначе, мы можем с вами говорить, что это учреждение было и остается под пристальным вниманием многих исследователей, в том числе и зарубежных.
Если рассматривать общественную значимость этого органа управления мусульман, надо отметить, что ОМДС долгие годы занималось больше канцелярской работой, выполняла роль статистического комитета для царской власти. Однако этой ролью духовенство было не довольно. Поэтому со временем функции учреждения расширялись. Каждый муфтий по-своему вносил новшества и расширял задачи своего ведомства. Таким же деятелем стал и Мухаммедьяр Султанов, который стал одним из известных лидеров мусульманского сообщества России.
Из уфимских дворян – в муфтии
2 января 1886 года, через год после смерти предыдущего четвертого муфтия Оренбургского Магометанского Духовного собрания, был назначен Мухаммедьяр Султанов. В газете «Уфимские губернские новости» в начале марта 1886 года было напечатана информация о принятии присяги новым утвержденным муфтием.
Там говорилось, что: «Согласно предложению Его Превосходительства начальника губернии, 28-го минувшего Февраля, в 11 часов утра, вновь назначенным Оренбургским муфтием М. Султановым была принесена присяга на верность службе».
Помимо губернского правления на церемонии присутствовали представители мусульманского духовенства во главе с ахуном Сулеймановым.
Деятельность муфтия Мухаммедьяра Султанова высоко оценивал его современник Ризаетдин Фахретдин, которому довелось работать с ним вместе. Мухамедьяр Султанов – мировой судья 5-го участка Мензелинского округа, отставной подпоручик. По происхождению новый муфтий был из дворян Уфимской губернии. Получив традиционное для мусульман образование, М. Султанов поступил в Казанский Императорский университет, но из-за болезни не смог его окончить, и ушел с I курса.
Как известно российское образование начиная с петровских времен можно разделить на светское и духовное. При этом духовное образование было так же малодоступным, как и светское. Поступать инородцам было крайне сложно. Во-первых, мусульмане, несмотря на интеграционные процессы того времени, мало знали русский язык. Религиозные школы мусульман преподавали свои предметы на татарском, арабском и персидском языках. Начальные медресе в других регионах также использовали татарский язык, так как он был широко распространен в то время среди мусульманских народов. Со временем русский язык стал проникать в среду татар, что вызвало неоднозначную реакцию среди консервативно настроенных мусульман. Султанов вслед за предыдущим муфтием Тефкелевым был сторонником модернизации общества. Об этом он писал в немногочисленных заметках, которые были изданы в виде отдельных брошюр и статей в журнале «Магълюмате Шаргия Махкамия Ырынбургия».
Казанские имамы протестуют
Муфтий постоянно акцентировал внимание на целесообразности преобразований. При этом он подчеркивал, что преобразования должны были быть не поверхностными показными, а реальными и полезными. Об этом он высказался в одной из известных фетв, которая вошла в сборник документов Оренбургского Магометанского духовного собрания.
Когда создавалось духовное управление, по уставу в качестве членов собрания казыев выбирались из числа духовенства города Казани. Сильные позиции казанского духовенства были связаны с их тесными связями со Средней Азией и Кавказом. Инициатором создания духовного управления были именно казанские имамы, которые добились строительства в Казанской губернии каменных мечетей. Добившись строительства мечетей, духовенство Казани и торговая буржуазия стремилась создать административный центр, позволяющий легализовать собственную религиозную принадлежность. Царские власти, конечно же, в этих вопросах искали собственную выгоду. Поэтому было поддержано создание Казанской мусульманской ратуши первой системы мусульманского самоуправления в Казани. Затем мусульмане добились создания и духовного управления. Поэтому изначально в качестве казыев или членов собрания избирались именно казанские представители мусульманского духовенства. С этим не все муфтии были согласны.
Еще при Мухаммеджане Хусаинове – первом муфтии этого муфтията – произошел конфликт между членами собрания и его председателем, т.е. муфтием. Султанов смог добиться право на собственный выбор членов собрания. Это позволило собрать в муфтияте прогрессивно настроенных казыев Р. Фахретдинова, Х. Габаши. Эти изменения позволили создать условия для широкого распростронения новометодных медресе в Волго-Уральском регионе. Поэтому большинство джадидов-модернистов было более чем лояльно к этому муфтию.
В повестке – брак с иностранными подданными
Муфтий обладал должным авторитетом и стремился решать довольно сложные политические вопросы. Например, 23 ноября 1887 года он обратился к имамам и ахунам ведомства Оренбургского Магометанского Духовного Собрания:
«При бракосочетании заграничных азиатов с российскими девицами или вдовами магометанского закона, приходские имамы, на основании 89 и 96 ст. 1 ч. т.Х изд. 1887 г., должны обязать женихов подпискою тагаллюка [талак – условие, разрешение для развода. – прим. Н.Г.], записанного в метрику, в том, что, если муж не возвратится к жене в продолжении двух лет, или же не будет доставлять жене средств к жизни, то жены таковых мужей вправе быть свободными. Так как имамы вышеозначенными статьями не руководствуются, то на будущее время вменяется имамам в обязанность при совершении брака с заграничными азиатцами принимать означенные статьи закона, как условие брака с тагаллюком. Оренбургский Муфтий Мухамедьяр Султанов».
Этот документ свидетельствует, что в конце XIX века имели место браки между иностранцами и татарскими девушками. Такие семьи после отъезда иностранного супруга к себе на родину обычно распадались. Муфтий в своем обращении дает понять ахунам и имамам, что такой брачный союз заключается лишь при крайней необходимости, что было выражено «как условие брака с тагалюком». Такая формулировка означает, что ребенок, родившись после такого супружества, является законнорожденным. Этот документ, рассматривая семейно-брачные отношения, в какой-то мере, направлен на решение политических и социальных проблем татарского общества.
Сын своей эпохи
В общем М. Султанов был авторитетной фигурой среди мусульман России. Об этом свидетельствует активное участие мусульман на юбилее 25-летней службы муфтия на своей должности и активное освещение этого события в большинстве выходивших тогда газет и журналов. Конечно же, не обходилось без мелких конфликтов, но это были малозначительные и малоизвестные широкой общественности случаи. О некоторых из них пресса упоминала лишь вскользь. В большинстве же его деятельность всегда освещалась очень лояльно и во многих случаях положительно.
Таким образом, муфтий М. Султанов был сыном своей эпохи. Он активно использовал в свою пользу как внутренние противоречия в общине, так и положительное отношение российских властей к мусульманскому сообществу. Именно в его правление мусульмане добились значительных изменений в правовом поле государства, было открыто множество учебных заведений разного уровня, преподающих на родном языке, вышло большое количество газет, журналов и книг по разной тематике. Эпоха Султанова стала глобальных преобразований в мусульманском сообществе Волго-Уральского региона России.
Наиль ГариповЛитература
1. Д.Д. Азаматов. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVII1-XIX вв. — Уфа: Гилем, 1999. — 194 с
2. А.И. Ногманов. Самодержавие и татары. – Казань: 2005. – 215 с.
3. Н.К. Гарипов. Оренбургское Магометанское Духовное собрание: становление, деятельность и участие в формировании государственно-исламских отношений. – Казань: 2013. – 56 с.
4. В.М. Якупов. К пророческому исламу. – Казань: 2010. – 416 с.
5. А.Ю. Хабутдинов. Оренбургское магометанское духовное собрание как основополагающий общенациональный институт в 1788–1917 гг.// PAX ISLAMICA 1(4)/2010
6. А.Б. Юнусова. Ислам в Башкортостане. – Уфа: 1996. – 320 с.
7. С.Г. Синенко. Мусульманское духовное собрание. Художественно-документальное повествование. – Уфа: 2008. – 272 с.
8. М. Уметбаев. Дин Мухаммэдиянен Оренбургский Духовный собрание Мэхкэмесенен йуз еллык байраме ул Казанда эмерлэренен отчет йөзеннэн. Уфа, 1897, С.12-13.
Источник: портал Миллиард татар