Эти архивные снимки заставляют по-новому взглянуть на привычные каждому омичу места. Знали ли вы, что на участке, где сегодня стоит ТЮЗ, когда-то был римско-католический костел, а через дорогу — огромная мечеть? Когда появились и как исчезли эти здания? Подробности — в материале NGS55.RU.
Первой в районе нынешнего проспекта Карла Маркса появилась мечеть. Сейчас на ее месте находится магазин «Топаз». Мечеть возводили с 1827 по 1829 годы по проекту архитектора Скородумова (Никольский собор заложили позже — в 1833 году). Религиозное сооружение построил командир Сибирского инженерного округа Булыгин, переработавший проект 1811 года для Петропавловска.
«Возведение столь значительного и яркого по архитектонике здания по замыслу русского правительства должно было привлечь южных соседей-кочевников, исповедовавших ислам, к сотрудничеству с российской администрацией», — цитируют автора издания «Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья» Наталью Лебедеву в «Энциклопедии Омска».
О том, что решение построить первую мечеть в Омске было политическим, пишут и на сайте Духовного управления мусульман России. Власти хотели потушить волнения в степи из-за нового устава, который ликвидировал ханскую власть в Среднем жузе. Первую мечеть Омска строили на деньги из казны, пожертвования мусульман и взнос генерал-губернатора Капцевича.
— Там был целый комплекс зданий: усадьба, дом для мулы, дом для азиатских гостей. Придавалось очень большое значение. Потому что в костеле [прихожанами были] ссыльные поляки, а в мечети — все южные соседи, и к ним проявлялось уважение. Когда они по каким-то делам приезжали в Омск, для них при мечети был специальный дом типа конфессиональной гостиницы, где они могли остановиться и отправлять свои религиозные нужды, — рассказал краевед Игорь Коновалов.
В новом здании в зеленый цвет окрасили минареты и купол. Три золоченых шпиля с шарами завершались полумесяцами из белой жести, окна украшали ажурные решетки. Отапливали мечеть голландскими печами.
Но в 1960-е годы первую соборную мечеть Омска на проспекте Карла Маркса снесли.
«По словам местных старожилов, крепкие стены мечети тросами подцепляли к танкам», — пишут на сайте Духовного управления мусульман России.
И мечеть, и костел, стоявший через дорогу, к тому времени уже были недействующими. Сносить здания решили в связи с планами застройки. Со слов Игоря Коновалова, мечеть стояла в глубине квартала, а «Топаз» построили в линию улицы. Поэтому фундамент религиозного сооружения во дворе «Топаза» частично сохранился. Но никаких исследований там не проводилось. Краевед добавил, что пытался пробудить у мусульман интерес к раскопкам, но отклика пока не нашел.
Костел
В 1861 году отставному надворному советнику Поклевскому-Козелло разрешили «построить в Омске на собственный счет Латинскую церковь». Проект здания в готическом духе со стрельчатыми окнами, порталом и окном-розой на главном фасаде выполнил архитектор Сибирского казачьего войска Вершинин. В январе 1862-го его одобрили, но сказали изменить фасад. Костел с иконостасом работы ссыльных поляков и органом построили на площади у Никольского казачьего собора.
— Это интересный и значимый исторический факт — на одной площади стояли храмы трех конфессий, и это было осознанное решение, — рассказывает Игорь Коновалов. — Когда говорят, что в Российской империи якобы кого-то притесняли и ущемляли — это вранье. Было совершенно мирное сосуществование. В начале XIX века Никольская площадь формировалась как одна из главных площадей города. Мечеть была заложена еще в 20-е годы XIX века, до постройки Никольского собора. Большинство населения — православное, и в центре площади стоит православный храм. Но при этом совершенно сознательно декларировалось, что в империи все конфессии равноправны. И это очень важно для понимания политики Российской империи, что не было какого-то притеснения по национальному, религиозному признаку, всем обеспечивались равные права.
Иконостас выполнили ссыльные поляки
По словам краеведа, приход костела первоначально состоял из ссыльных поляков, участвовавших в восстаниях. Их не пытались насильственно перевести в православие.
— Были ссыльные разных категорий, в зависимости от степени их участия в восстании: кого-то ссылали на каторгу, кого-то в солдаты, а кого-то на поселение — они обязаны были здесь жить и не имели права уехать. Был такой известный ученый, Черский. Его сослали в солдаты, но военной карьеры он не сделал. В сибирской ссылке он занялся изучением природы, географии. Под Омском есть берег Черского — он первым описал выход пород в Омской области, единственный в районе нынешнего танкового училища. Внес свой вклад в науку. Он был прихожанином костела, — продолжает Игорь Коновалов.
В 1889 году прихожане-католики обратились с прошением построить колокольню в честь «чудесного спасения» царской семьи при крушении поезда 17 октября минувшего года на Харьково-Азовской железной дороге. Вскоре появилась небольшая колокольня. С западной стороны построили придел для ризницы с архивом. Свой окончательный облик костел получил в 1910–1911 году, появилась высокая стрельчатая колокольня с шатром.
На снимке, сделанном после 1920 года, костел запечатлен с новой колокольней
В советские годы костел стал сценической коробкой летнего театра, к нему сделали деревянные пристройки. А когда было решено строить нынешнее здание ТЮЗа, костел снесли. Произошло это в 1965 году.
Так костел стал выглядеть после того, как превратился в летний театр (снимок сделан в 1960-е годы)
Игорь Коновалов рассказывает, что благодаря уцелевшим зданиям тех времен ему удалось сделать наложение на современную застройку, которое показало, что костел находился во внутреннем дворике ТЮЗа.
— Если там не копали котлован и грунт остался нетронутым, то в принципе фундамент костела в этом внутреннем дворике ТЮЗа должен сохраняться. Он в какой-то мере мог попасть в пятно застройки, в какой-то мере сохраниться. Там можно провести изыскания, его выявить, сделать музеефикацию, памятный знак, восстановить притвор, установить табличку, что здесь когда-то стоял костел. Мы пытаемся всё время об этом напоминать, но ни у кого не возникает предметного интереса. В проекте реконструкции ТЮЗа об этом не говорится, и нынешняя католическая община в этом заинтересованности не проявляла, — заключил краевед.