Понедельник, 14 октября, 2024
ГлавнаяНовости1 апреля- всемирный День смеха. Чувство юмора в Исламе

1 апреля- всемирный День смеха. Чувство юмора в Исламе

Всевышний даровал человеку такую замечательную способность как чувство юмора. Психологи определяют его как психологическую особенность человека, которая заключается в умении подмечать противоречия в окружающем мире и оценивать их с комической точки зрения.
Для чувства юмора нужен разум и интеллект.
Умение посмеяться над собой и другими имеет множество позитивных сторон.
В частности, чувство юмора помогает человеку в трудной и неприятной ситуации. Вспомните, момент на работе или в семье, когда все устали и напряжены, вот-вот вспыхнет ссора – но кто-то удачной шуткой разряжает обстановку, и окружающие с облегчением смеются, конфликт улаживается. И наоборот, люди, которые не обладают чувством юмора, не умеют пошутить над собой, обычно «тяжелы» в общении, обидчивы, категоричны.
Юмор имеет познавательную функцию – с его помощью человек учится более полно познавать и оценивать окружающий мир, объективно, не предвзято смотреть на вещи.
Юмор несет воспитательную функцию. Такие литературные жанры как пародия, фельетон, басня – имеющие целью обличить какие-то пороки общества, также часто прибегают к высмеиванию этих пороков, чтобы показать всю их нелепость, неуместность, вредность. Психологи утверждают, что такой прием более эффективен, чем прямолинейное чтение морали.
Рассмотрим некоторые моменты, связанные с чувством юмора верующего:

  1. Даже при самой острой и веселой шутке не следует смеяться гомерическим смехом, хохотать, кричать громким голосом. Прилично улыбаться, спокойно выражать свой восторг – это, демонстрирует уважение к окружающим. Ислам не одобряет истерический, чрезмерный смех. В хадисе, переданном Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не смеялся (громким смехом), а только улыбался».
  2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о, Посланник Аллаха!», Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я шучу, но говорю только то, что истинно». Можно веселить окружающих двусмысленно, если хотя бы одна сторона шутки правдива. Но Ислам запрещает шутить, используя обман, даже первого апреля. Даже в этот день неправда остаётся неправдой.
  3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные, нереальные ситуации. В хадисе, переданном Тирмизи, говорится: «Несчастьем, бедствием человека можно считать выдумывание ради забавы таких событий, которых вовсе не было».
  4. Юмор и шутки уместны только в подходящей момент и с соответствующими людьми. Не следует шутить со старшим по возрасту, с учителями, с учеными, с руководством, с человеком, который не понимает шуток, обижается на них, и с посторонней женщиной. Также и женщине не следует шутить с посторонним мужчиной. Словом, везде, где юмор не уместен.
  5. Шутка должна быть умной, адекватной ситуации, понятной окружающим, не обидной, не унижающей достоинство человека или его семьи.
    В хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Мусульманин — брат мусульманина, так пусть же они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение же единоверца — большой грех. Поэтому мусульманину запрещено унижать братьев по вере, ему запретны их кровь, их богатство и честь».
  6. Не одобряется забавлять окружающих так, чтобы шутка превалировала над серьезностью, и так много, чтобы мусульманина прозвали хохмачом и т.д. это унижает достоинство человека, люди не будут воспринимать его всерьез и станут также подшучивать над ним. В этой связи Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.
    Бесконечные шутки и хохот не являются признаком мусульман. Коран одобряет тех, кто уходит от тех, кто постоянно смеется. (Исключением в данном случаи являются те, кто занимаются юмором профессионально).
  7. Нарушением этики Ислама считается направлять оружие в шутку на брата, пугая его, или наезжать на него на машине и тому подобное. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, говорится: «Вы не направляйте оружие на брата своего. Ведь шайтан может овладеть твоими действиями — и оружие выстрелит. Тогда же ты попадёшь в огненную яму».
  8. Нельзя шутить на запрещенные темы, например, рассказывать пошлые истории, разглашать интимные подробности, использовать хулу и клевету.
  9. Запретны злые шутки, придумывание обидных прозвищ для других людей, злословие о других людях ради смеха.
    Порицается злорадство над чужой бедой – когда человек поскользнулся и упал, потерял что-то, когда вашего товарища по учебе или коллегу по работе отругал начальник или учитель. Также не подобает верующим шутки над чужими физическими недостатками – если человек хромает, носит очки, слишком худой или слишком толстый.
    В Священном Писании об этом есть прямой запрет:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَى أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَى أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الِاسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«О вы, которые уверовали! Пусть одни (верующие) люди не издеваются над другими (верующими) людьми: может быть, они [те, над которыми издеваются] – (пред Аллахом) лучше их [издевающихся]! И (верующие) женщины (пусть не издеваются) над (другими верующими) женщинами: может быть, они – лучше их [издевающихся]! И не порочьте самих себя [не злословьте друг на друга] и не давайте друг-другу оскорбительных кличек. Скверно мерзко слово «непокорность» (приписывается человеку) после (обретения им) Веры! А кто не покается (за свои издевательства, злословия и оскорбления), то те (окажутся) несправедливыми [причинившими себе зло].» (Аль-Худжурат 11 аят)

  1. Нельзя шутить в вопросах брака и развода, поскольку развод данный в шутку будет действительным: «В трёх вещах серьезность и шутка равнозначны: брак, развод, и возвращение разведённой» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
    В Коране Всевышний подчеркивает качества верующих:

وَمَن تَابَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَإِنَّهُ يَتُوبُ إِلَى اللَّهِ مَتَابًا
وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا
«Кто раскаивается и поступает праведно, тот действительно возвращается к Аллаху. И (праведные рабы Милостивого Аллаха – это) те, которые не присутствуют при лжи [где говорят ложь], а когда проходят мимо праздного [пустых и бесполезных разговоров и дел], то проходят с достоинством [не останавливаются].» (Аль-Фуркан 71-72 аят)

ذَلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ حُرُمَاتِ اللَّهِ فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ عِندَ رَبِّهِ وَأُحِلَّتْ لَكُمُ الْأَنْعَامُ إِلَّا مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الْأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ
«Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей.» (Аль-Хадж 30 аят)
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) не смотря, на то, что был влиятельным, высокочтимым, серьезным, спокойным человеком, в то же время был мягким, склонным к согласию и к дружеским отношениям. Шутил с людьми и младше и старше себя, со своими сподвижниками. Шутить это сунна Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) обучил нас тому, чтобы в наших шутках не было лжи, гыйбата (сплетен) издевательства, насмешек и тем более юльничения над религией, в шутках следует учитывать подходящее время, подходящее место, если соблюсти эти правила, то шутки будут сунной нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), за которую мы получим награду, самое важное в этих вопросах это устрашение мусульманина которое не допустимо в шутках, однажды Расулюллах (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел как один человек спрятал обувь своего товарища, а тот искал его, и Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто устрашит мусульманина, того Аллах устрашит в судный день». Нужно сторониться любых мыслей, что ведут к устрашению мусульманина. Сегодня некоторые люди шутят так: подходят незаметно сзади и пугают, это может создать человеку физическую или духовную, нужно опасаться подобного. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не был из числа черствых, наоборот он был из числа нравственных, чистых людей. Его шутки со сподвижниками были мягкими, был один человек с суровым взглядом по имени Захир, он приходил из пустыни продавать на рынок продавать некоторые вещи, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) однажды увидел его, подошел сзади, прикрыл ему глаза и сказал: «Кто купит этого раба», «Кто купит этого раба». Захир понял, что это Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям), потому что почувствовал характерный для него аромат, и сказал: «О Посланник Аллаха! Как видишь я не пользуюсь спросом». Тогда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Возле Аллаха на тебя есть спрос о, Захир».
Таким милосердием Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) смягчал тех кто был вокруг него, эти прекрасные шутки мы можем рассматривать как причины благого, и сунной Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям), нам следует обратить на это внимание, если шутить с хорошей целью и хорошим методом, такая шутка будем сунной Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и наши шутки будут соответствовать словам Творца:

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» – ведь Аллах – прощающий, милосердный.» (Аль-Имран 31)

Вот еще некоторые моменты из жизни Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) о его шутках, и чувстве юмора.

  • Однажды Умму Айман пришла к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказала, что ее супруг зовет его в гости. На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?» «У моего мужа, — удивилась женщина, — в глазу нет никакой белизны». «Да есть же», — настаивал на своем Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). «Именем Аллаха клянусь, что нет», — ответила Умму Айман и ушла. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны. Я имею в виду белок вокруг зрачка».
  • Как-то некий мужчина попросил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – вопрошал человек. На что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Каждый верблюд – верблюжонок другого верблюда».
  • Передают, что однажды старая женщина посетила Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). В разговоре с ней он сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». Старушка начала плакать. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) объяснил ей, что когда она будет входить в Рай, то вновь обреете молодость и красоту.
  • Нуайм аль-Ансари шутил очень много. Если в Медину привозили на продажу какие-нибудь сладкие фрукты, которые не продавали там раньше, он покупал их в долг и преподносил Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) со словами: «О, Посланник Аллаха, я дарю это Вам». А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с ним к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и говорил: «О, Посланник Аллаха, оплати мой долг». На это Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорил: «Ты ведь их мне подарил!» А Нуайм отвечал: «О, Посланник Аллаха, у меня ничего не было, чтобы заплатить за фрукты, и я взял их в долг, желая, чтобы ты их попробовал». Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) улыбался и давал продавцу деньги за продукты.

Чувство юмора, хорошее настроение, добрая шутка – являются теми вещами, которые отличают мусульманина. Вызывать в окружающих веселье весьма похвально с точки зрения Шариата. Ислам приветствует, когда верующий доставляет людям радость в большей степени, чем хмурый аскетизм. Но при этом предписывается ряд норм, которые следует соблюдать, даже 1 апреля, в день смеха, чтобы, шутя, не выходить за границы, определенные Всевышним.
Врачи установили, что смех и юмор приносят пользу здоровью человека:

  • У людей, которые собираются смотреть кинокомедию, количество гормона роста и бета-эндорфина в три раза больше, чем у тех, кто взял в руки политическую газету или включил новости на ТВ.
  • Любители посмеяться выглядят моложе, так как при улыбке задействуется около 15 лицевых мышц, происходит приток крови.
  • Смех укрепляет иммунитет. К такому выводу пришли ученые, которым удалось исследовать изменения в слюне смеющихся больных. Как оказалось, после смеха в слюне человека появляется в десятки раз больше защитных бактерий, чем в спокойном состоянии.
  • Улыбки обезболивают. Доказано, что после искренних улыбок повышается болевой порог.

Какой можно сделать вывод?
Нет ничего дурного в умеренном чувстве юмора, как мы видим это на примере благородного характера Пророка (мир ему и благословение), если это делается с намерением порадовать себя и других ради Аллаха.
Однако следует помнить, что не всякая шутка приятна, желание повеселиться не должно переходить в издевательство, злословие, нельзя даже ради шутки говорить неправду, пугать других людей. Тем более, очень опасно смеяться над вопросами религии.

Следует быть осторожными и не злоупотреблять смехом и развлечениями, поскольку чрезмерное веселье приводит к беспечности и легкомыслию, что, в свою очередь, может привести к духовной смерти сердца.

использованы материалы Islamtoday, ДСМР.

Популярное