Понедельник, 22 апреля, 2024
ГлавнаяОбществоПроповедь муфтия Москвы, главы Духовного собрания мусульман России Альбир хазрат Крганова по...

Проповедь муфтия Москвы, главы Духовного собрания мусульман России Альбир хазрат Крганова по случаю празднования Ураза Байрам 2021 года

Дорогие братья и сестры!

Вся хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров, Властелину Судного дня, который создал нас из ничего, наделил разумом, свободой и осветил наши сердца нуром имана (светом веры). Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К Нему мы прибегаем от нашего собственного зла и наших скверных деяний. Кого ведет Аллах прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища и что Мухаммад – Его раб и посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его благословенному роду, сподвижникам и всем, тем, кто следует его путем.

В этот радостный день от имени имамов и прихожан мечетей и махалля, глав региональных муфтиятов в составе Духовного собрания мусульман России, позвольте сердечно поздравить Вас и Ваших близких со светлым праздником Ид аль-Фитр − Ураза-байрам!

Дорогие единоверцы! Наши торжества словами поздравления и добрых пожеланий разделяют многие официальные лица и представители органов власти: Президент РФ, Премьер министр РФ, Спикер ГД РФ, Мэр Москвы, послы и муфтии иностранных государств, представители традиционных религий России. От лица мусульман в этот благословенный день, от всего сердца благодарим за направленные теплые поздравления в адрес мусульман России.

Этот великий день знаменует собой окончание священного месяца Рамадан, являющегося символом духовной чистоты, доброты и милосердия. В очередной раз Всевышний обрадовал нас возможностью встретить и провести дни этого месяца, выдержать испытание постом, упрочнить братские узы, проявить милосердие и сострадание по отношению к окружающим, очистить свои сердца от всего греховного.

Хвала Всевышнему Творцу, Господу миров, мы постарались достойным образом провести месяц рамазан (месяц милости, месяц прощения, месяц освобождения от огня ада) отгородившись щитом поста от наущения сатаны, и нашего нафса (эго), смогли отказаться не только от запретной (харам) пищи, но и от разрешенной (халяль) в дневное время. Смогли по мере сил справится с этим экзаменом, что вменил нам наш Творец.

Начиная со второго года по хиджре, пост стал фардом-обязательным для всех совершеннолетних и здоровых верующих. Все сподвижники, табиины и улемы никогда не пренебрегали этим поклонением. Поистине пост дарит телу здоровье и успокоение для души. Пост очищает человека от грехов и воспитывает в нем чувство богобоязненности, так в достоверном хадисе говорится:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Бухари).

Слова Посланника Аллаха Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) несут нам радостную весть, ведь каждый верующий хочет, чтобы ему были прощены грехи, а ведь грехов у нас предостаточно, и у кого же нам просить прощения этих грехов, кто их может простить, кроме Аллаха?

Двенадцать месяцев в году подобны двенадцати сыновьям Пророка Ягкуба (аляйхис-салям). И так же, как Пророк Юсуф (аляйхис-салям) был самым любимым сыном Ягкуба (аляйхис-салям), месяц Рамадан является самым любимым для Аллаха. И так же, как Аллах простил одиннадцать братьев по причине мольбы одного Юсуфа (аляйхис-салям), Аллах может простить наши одиннадцать месяцев грехов по Своей Милости и Милосердию, по причине наших молитв в Рамадан.

Рамадан — это духовная школа, которая учит отдавать предпочтение не только мирским утехам, но Вечному Миру (Ахирату). Правоверные в этот месяц старались прочитать Книгу Аллаха — Коран, задумывались над его глубочайшими смыслами и извлекли для себя деятельную пользу. Священный Коран для нас не только настольная Книга, мы живем по его законам, извлекаем из него жизненно необходимые законы, благодаря Ему мы различаем добро от зла, истину от заблуждения, Всевышний говорит:

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ

“Месяц Рамадан — это месяц, в котором ниспослан был Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение….” ( аль-Бакара 185 аят)

Набожность и богобоязненность — таква неразрывно связана с нашим внутренним состоянием и ее внешними проявлениями в обществе. Мусульмане не должны склоняться в сторону лишь соблюдения внешних атрибутов в облике, одежде и речах, отдавая предпочтение лишь формальному поклонению. Важно уделять внимание обогащению внутреннего мира, оживлению души и украшению себя благими нравами и поступками. К сожалению, события последних лет в мире свидетельствуют о том, насколько мы отдалились от истинных смыслов Священного Корана и Сунны Посланника (салляллаху алейхи ва саллям).

В заключительные дни месяца Рамадан мы получали тяжелые, беспокойные вести, такие как убийства мусульман в мечети Аль-Акса в Иерусалиме, в Афганистане, расстрел детей в Казанской школе. Все дни Рамадана мы возносили дуа, чтобы земли, где проливается кровь человека, обрели мир и спокойствие. Преступление одного человека или военно-политические конфликты, повлекшие смерть людей- это всегда ужасно и больно! Приносим самые глубочайшие, молитвенные соболезнования родным и близким погибших.

Подобная ситуация напоминает о хрупкости мира, о быстротечности человеческой жизни. Так же это напоминает о значимости духовного воспитания и образования наших детей, окружение оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, ибо детская психика очень восприимчива.

Мы видим подрывание отношений между представителями народов и даже между целыми государствами, раскол общества и как следствие, локальные смуты по всему миру, а также разрыв родственных отношений, обиды, которые длятся десятилетиями. В погоне за красотами мира и богатствами, мы начали забывать о правильном воспитании своих детей, забывая прививать им благородство и нравственность. Но как родители могут научить своих детей быть миролюбивыми и добропорядочными, если не могут показать это на собственном примере? На сколько будет крепка и воспитанна семья, на столько и будет крепка умма Посланника (салляллаху алейхи ва саллям), ведь все истоки и начинания будущих поколений зарождаются именно в семье. В хадисах Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) о воспитании детей и отношении к родственникам говорится:

“Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание” (Ат-Тирмизи).

Дорогие братья! Преемственность поколений — это бесценное наследие наших предков: ключ к будущему. Мудростью старших, активной энергией и жизненной позицией молодежи с любовью к Родине, мы сможем достичь многого.

Мусульманин — это человек, который стремиться прожить всю свою жизнь разумно, совестливо и в непрестанном размышлении. Однако одного лишь знания о Милости Всевышнего Аллаха недостаточно, чтобы быть Его благочестивым рабом. После познания о существовании Всевышнего, от человека требуется еще и выполнение обязанностей пред Ним. Без сомнения, всякое создание Аллаха, даже мельчайшая частица, восхваляет Его. Даже животные прибывают в молении и восхвалении своего Создателя. Человек же является почетнейшим созданием, и потому его восхваления и благодарность должны соответствовать этой степени. Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ

«И вот возвестил Господь твой: «Если вы будете благодарными (за дарованные Мной блага), то Я непременно умножу вам (блага); а если будете проявлять неблагодарность… Поистине, наказание Мое, однозначно, – сильно!»». (Ибрахим 7 аят).

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ

«Помните же Меня (в ваших душах, вашими устами и вашими делами), (и) Я буду помнить вас; и будьте благодарны Мне (за все Мои благодеяния вам) и не будьте отрицающими Меня [не будьте неблагодарны Мне]!». (аль-Бакара 152 аят).

И потому главная обязанность каждого человека – это благодарность Создателю за Его несметные блага, что является нравственностью верующего, которая, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), составляет половину его веры.

Традиционно обращаясь к молодежи, хотим сказать: «Будущее — вот, о чем нужно думать уже сейчас. Нас ждёт полномасштабная цифровизация и новые технологии связанные с искусственным интеллектом. Поэтому и возникают вопросы, готовы ли мы к этому будущему и каково наше место в нем? Выдержит ли наш духовный стержень испытания современного мира?Как себя реализовать и хватит ли нам для этого навыков?
Этот Мир (Дунья) является местом для экзамена человека и перед ним стоит выбор совершить добро или же зло. Именно поэтому развитие его личности зависит от того, какой путь изберет человек. Когда один человек, делает что то доброе, например угощает кого то пусть даже стаканом воды, то другой в ответ благодарит его, что показывает его воспитанность и хорошую нравственность. Так почему же люди не благодарят Всевышнего Аллаха, за Его несметные дары? Конечно, если человек последует за своими низменными устремлениями – гордыней, завистью, страстью, жадностью, расточительностью, жестокостью, – то он забудет о прекрасных дарах Аллаха, впадет в величайшую неблагодарность и этим запятнает свою природную, изначальную чистоту. И, прибывая в невежестве, совершая грехи он этим принижает свою почетность, ввергая свою душу во мрак греховности. Грехи, как пленительная музыка нравятся нашему нафсу, и совершаются со все большей легкостью. И тогда человека покидает благословенный, Божественный свет – исчезает духовность и желание глубоко размышлять. В последствии человек утрачивает высокую нравственность и становится неспособным следовать по истинному пути.

Надо помнить, что благодарность своему Создателю делится на три вида:

Первый вид — благодарность словом, и это самая низкая степень, которая выражается в благодарноти своему Создателю словами: “ О, Мой Господь! Я благодарю Тебя бесконечной благодарностью». В Коране сказано:

وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ

«И что касается благ (которые дарует) Господь твой, то ты об этом возвещай [Аллах Всевышний повелел Пророку, чтобы он рассказывал людям о тех благах, которыми одаряет Аллах. А рассказывать о том, что Аллах дарует, является выражением благодарности Ему]». (ад-Духа 11 аят).

Горе же тому сердцу, которое больно и беспечно, что пользуется милостью Создателя, и не вспоминает о Нём.

Второй вид — благодарность поступками — это использование даров Всевышнего Аллаха, имущества, своего тела и своих знании на пути Всевышнего.

Третий вид — благодарность сердцем – это любить и почитать своего Создателя и проявлять довольство в любом состоянии, которое исходит от Него. Ведь, даже, если человек искренне выполняет все повеления Аллаха и избегает Его запретов все равно он не в силах достаточно выразить благодарность Ему, за бесчисленные милости, оказанные Всевышним. Без сомнения в этом слабость человека. Об этом сказано в Коране:

وَآتَاكُم مِّن كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِن تَعُدُّوا نِعْمَتَ اللَّهِ لَا تُحْصُوهَا إِنَّ الْإِنسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ

«И Он дал вам все, что вы просите. И если вы будете считать благодать Аллаха (которую Он дарует), то не сочтете ее. Поистине, человек – однозначно, притеснитель (по отношению к самому себе) (и) неблагодарный (своему Господу) (за дарованные Им блага)!». (Ибрахим 34 аят)

И по этой причине даже Пророки были не в силах освободиться от долга благодарности. Они были всегда в состоянии покаяния, чтобы достойно быть благодарным Ему. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я совершаю покаяния 100 раз в день». А, следовательно, нам обязательно нужно осознать нашу слабость и неспособность понять милость Аллаха и, по мере возможности, чаще стремиться восхвалять и благодарить Его, а также совершать покаяние.

Человек приходит в этот мир изначально чистым, и религия, ниспосланная ему, как Милость от Аллаха, дает возможность сохранить эту непорочность. И если искренний раб Аллаха, будет беречь эту первородную чистоту и воспользуется наставлениями религии, то он избавит себя от пелены беспечности, и совесть его заставит понять тяжесть совершения грехов. После этого в нем проснется, чувство благодарности, сердце наполниться сожалением о содеянных грехах и со слезами на глазах человек покается перед своим Господом, это состояние называется тауба, а после горького раскаяния – слова мольбы о прощении (это есть истигфар).

Аллах доволен раскаянием, покаянием и искренними просьбами о прощении своего раба. Потому что Он — обладатель прекрасных Имен. Милость Аллаха к рабам намного превосходит милость матери к своему ребенку.

Передает это сообщение Умар ибн аль-Хаттаб (радыАллаху анху):

«Однажды мы захватили некоторое количество пленников, среди которых была женщина, кормящая грудью. Когда она увидела среди пленников ребенка, она взяла его и стала кормить. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал нам: «Вы можете себе представить, чтобы эта женщина бросила своего ребенка в огонь?» Мы ответили: «Нет, она никогда не сделает этого». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах более милостив к Своим рабам, чем эта женщина к своему ребенку». (Бухари, Муслим). Он не желает подвергать наказаниям Своих рабов, но если раб будет неблагодарным и будет упорствовать в совершении грехов, станет угнетателем, то он сам заслужил наказания. Но, несомненно, Его Милость опережает Гнев. Своей Милостью Он объемлет все и, поэтому все Пророки Аллаха призывали свои своих последователей к тауба и истигфар. По своей человеческой природе, никто кроме Пророков не защищен от греха. Человек всегда рискует впасть в малый или большой грех.

Для человека является обязательным осознание своих грехов или даже своей беспечности. А раскаяние и просьба о прощении является долгом его совести. Глупость, не дающая человеку осознать его грехи и препятствующая раскаянию, является признаком опустошенности сердца и ведет в Ад.

В одном хадисе сказано: «Раскаянием в совершенных грехах является тауба» (Ас-Суюти «Жамиус-Сагар»).

Для принятия покаяния, не достаточно произнести: «астагфиру-Ллах», а необходимо искреннее намерение, содрогание сердца, объятого пламенем раскаяния, и слезы на глазах. Ведь и цветы расцветают под лучами жаркого солнца, на увлажненной земле. Тауба и истигфар ведут человека к счастью и предохраняют общество от бед.

Нам важно помнить хадис:

«Если бы верующий осознал суровость наказания Всевышнего Аллаха, то он бы потерял надежду попасть в Рай, а если бы неверующие знали, насколько велика милость Аллаха, они бы имели надежду попасть в Рай». Таким образом верующий живет между страхом и надеждой: услышав, что лишь один человек попадет в Ад, задуматься, а ни я ли это, а, услышав, что только один человек удостоится Рая, не оставлять надежду оказаться им.»

Даже Пророкам Всевышний Аллах предначертал совершение ошибок, дабы через это они ощутили боль раскаяния, совершили тауба и через это осознали свою слабость. Потому что наивысшее Величие принадлежит только Аллаху, и только Он далек и пречист от слабости. Первый Пророк, который совершил покаяние – это Пророк Адам (алейхис-салям). О его покаянии вместе с Хаввой известно из Корана:

قَالَا رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

Сказали они двое [Адам и Хавва]: «(О,) Господь наш! Мы самим себе причинили зло (съев плод с запретного дерева), и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток» [[Аллах внушил эти слова Адаму, чтобы он с ними обратился к Нему с покаянием]]. (аль-Араф 23 аят)

И это дуа является примером для всех потомков до Судного Дня. Вот некоторые аяты, в которых Аллах по Своей милости призывает к покаянию:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَّصُوحًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَيُدْخِلَكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ يَوْمَ لَا يُخْزِي اللَّهُ النَّبِيَّ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ نُورُهُمْ يَسْعَى بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا وَاغْفِرْ لَنَا إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху с искренним покаянием! Может быть, Господь очистит вас от ваших плохих деяний [простит грехи] и введет вас в сады (Рая), (где) текут под ними [под дворцами и деревьями] реки, (и это произойдет) в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, которые уверовали с ним. Свет их идет [светит] пред ними и справа от них. Они говорят: «(О,) Господь наш! Дай нам нашего света сполна [не дай ему погаснуть] (пока мы не пройдем Мост Сират, проложенный над Адом) и прости нам (наши грехи): ведь Ты над всякой вещью мощен [Всемогущ]!»». (ат-Тахрим 8 аят)

وَاللَّهُ يُرِيدُ أَن يَتُوبَ عَلَيْكُمْ وَيُرِيدُ الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الشَّهَوَاتِ أَن تَمِيلُوا مَيْلًا عَظِيمًا

«И Аллах хочет принять ваше покаяние [простить ваши грехи], а те, которые следуют за страстями, хотят, чтобы вы отклонились (от Истинной Веры) великим отклонением. (ан-Ниса 27 аят)

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا

Поистине, лицемеры – в (самом) нижнем слое Огня [Ада] [Ад состоит из семи слоев], и никогда ты (о, Пророк) не найдешь для них помощника (который смог бы защитить их от злейшего пристанища)». (ан-Ниса 145 аят)

إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَاعْتَصَمُوا بِاللَّهِ وَأَخْلَصُوا دِينَهُمْ لِلَّهِ فَأُولَئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا

«Кроме тех, которые покаялись (перед Аллахом) [оставили неверие лицемерия] и исправили (те злодеяния, которые они совершали скрытно и явно), и ухватились за (веру и Закон) Аллаха и сделали свою веру исключительным только ради Аллаха [поклонялись и служили только Аллаху, и только ради Его довольства]! Вот такие – (вместе) с верующими (в этом мире и в Вечной жизни), и (ведь) Аллах одарит верующих великой наградой!». (ан-Ниса 146 аят)

Айша, радыйаллаху анху, обращаясь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) сказала: «О Расулюллах! Аллах простил тебе все прошлые и будущие грехи, почему ты так мучаешь себя (долгими поклонениями)». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «О Айша, мне ли не быть благодарным рабом своего Создателя!»

Самое лучшее время для тауба – предрассветное. Как после темноты ночи наступает рассвет и исчезает мрак, так же и после искреннего тауба, совершенного в предрассветное время, исчезает мрак греха и наступает озаренный миг прощения.

Месяц Рамадан научил нас терпению (сабру), ведь терпение – это украшение нравственности мусульманина и ее сердцевина, это половина веры, это ключ, к счастью, в этом мире и Ахирате, это средство для получения даров Аллаха в Раю. Сабр учит нас прощать другим обиды, быть скромным, милостивым к созданиям Всевышнего, совестливым, терпимым к ошибкам других. Все прекрасные деяния и величайшие успехи наивысших из Пророков, праведные поступки Пророков и святых людей (аулия) – были ими достигнуты только тогда, когда сабр был ими избран как образ жизни. Всевышний говорит, обращаясь к Своему пророку:

وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلَّا بِاللَّهِ وَلَا تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَلَا تَكُ فِي ضَيْقٍ مِّمَّا يَمْكُرُونَ

«И терпи же (о, Пророк) (то, что постигает тебя на пути Аллаха), ведь твое терпение – только с Аллахом [только Он помогает тебе и поддерживает тебя], и не печалься за них [за тех, кто против тебя и за тех, кто не отвечает на твой призыв] и не будь в стеснении [не тревожься] от того, что они замышляют, (ведь Аллах поможет тебе и их зло обратит против них самих же)». (ан-Нахль, 127 аят).

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными». (аль-Кахф 28 аят)

Пророк Нух (алейхи салям) 950 лет терпел издевательства и лишения от своего племени. Пророк Муса (алейхис-салям) стойко переносил все испытания, которые ниспосылал ему Всевышний, он сказал своему народу:

قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ اسْتَعِينُوا بِاللَّهِ وَاصْبِرُوا إِنَّ الْأَرْضَ لِلَّهِ يُورِثُهَا مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ

«Муса (Моисей) сказал своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным». (аль-Араф 128 аят).

О терпении пророка Аюба (алейхис-салям), который был испытан самой тяжелой болезнью, Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِّعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ

«Поистине, Мы нашли его терпеливым. И как прекрасен этот раб (Аййуб)! Поистине, он — (много) обращающийся (к Аллаху)!». (Сад 44 аят)

Лукман (алейхис-салям) сказал своему сыну:

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

«О, сын мой! Совершай молитву, и (с мудростью) повелевай (людям) (совершать) признаваемое [благие деяния], и удерживай (их) от (совершения) отвергаемого [от грехов] и терпи то (несчастье), что тебя постигает (когда ты занимаешься повелением благого и удерживанием людей от грехов). Поистине, это [данное наставление] – из дел, (для которых необходима) твердая решимость [упорство]». (Лукман 17 аят).

Сабр, который проявляли Пророки, ясный пример для нас и великий урок, который преподает нам Аллах. Самыми прекрасными человеческими качествами обладал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и вся его жизнь для мусульман является образцом великого сабра. Ярким примером этого является один из периодов его жизни, когда он с величайшим терпением переносил издевательства над ним жителей Тайфа. Всевышний щедро вознаградил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) за его терпение: по прошествии некоторого времени часть жителей поселения раскаялись в своих злодеяниях и приняли Ислам. Человеку по его природе очень тяжело совершать сабр, пребывая в этом временном мире. Но люди, получившие за свое терпение вознаграждение в Судный День, воссияют. Они попадут в Рай и удостоятся наивысших благ, уготованных Всевышним.

Обязанностью мусульманина является совершать сабр, укрощая те желания, которые возбуждает в человеке его нафс (низменные страсти души), наущая его на совершение запрещенных деяний (харам). И как бы не возмущался нафс, человек должен удерживать себя от харам. Мусульманин с терпением должен выполнять приказы Аллаха и с благодарностью поклоняться Ему. В каком бы состоянии человек ни был, только совершая сабр и осознавая в каждом повелении и приказе Всевышнего величайшую его Милость и Мудрость, он сможет в совершенстве поклоняться Создателю и заслужить у Него вознаграждение и облегчение. У человека бывают очень тяжелые периоды в жизни, особенно, если он или его близкие страдают от катастроф и потрясений. Ему кажется, что он находится в безвыходном положении. Но выход есть – осознание того, что все происходит по Воле Всевышнего. Поэтому, когда человека посещают печальные мысли, он должен осознать, что это всего лишь кратковременное испытание, данное Всевышним, совершать сабр, прибегать к защите Аллаха, знать, что все от Него и именно от Него придет вознаграждение. Это есть самое разумное деяние. В этом мире овладеть всем, что желает человек, невозможно. Ясное осознание этого является проявлением высшей степени покорности Воле Создателя и позволяет человеку достичь успеха. Человека нельзя заставить насильно совершать сабр. Он должен совершать это осознанно, от души и получая одновременно наслаждение. Наивысшей нравственностью обладают те, которые способны стерпеть обиду в то время, когда они имеют все возможности отомстить обидчику.

Уважаемые братья! На днях мы праздновали 76-ую годовщину Великой Победы над фашисткой Германии, Победы над ошибочной идеей непревзойденности. Эта Победа напоминает думающим людям о многом.

Большие испытания переживает сегодня мир. Идеи исключительности до сих пор будоражат головы многих, кто-то как фараоны прошлого пытаются завладеть миром притеснениями. Требуют безропотного подчинения и отказа от тысячелетних традиций и истории народов. Для реализации этих задач под благопристойными лозунгами идей гуманизма, свободы и прав человека пытаются завладеть душами и посеять страх в мире.

Как узурпаторы несколько тысяч лет назад, хотят поставить на колени, подчинить своей воле весь мир. Мы знаем, как они дошли до того, что требовали признать себя Богами! Это нарушает миропорядок, поскольку Богом мы созданы свободными. А что стало с этими тиранами?

История нашего Отечества и других свободолюбивых народов показывает это. Мы колено преклоняемся только перед Всевышним. Можем перед матерью, отцом, учителем, символом родины! Поскольку Родина — это тоже мать.

Но никогда не станем на колени перед агрессором и притеснителем. Мы, мусульмане, чтим светлую память миллионов наших сограждан-шахидов, сложивших свои головы ради жизни будущих поколений. Мы очень отчётливо должны понимать, что государства сильны не железом, а духом ее народа. А дух создан из имени Всевышнего! Вот почему перед лицом новых угроз и вызовов мы, как никогда, должны быть едины и сплочены.

В 2020 и 2021 году ДСМР в период распространения коронавируса COVID-19 непосредственно организовало и провело несколько крупных благотворительных акций — «Мы с Вами!», «Марафон добра», «Благие деяния». Акции прошли во всех, без исключения, регионах — представительствах ДСМР. Для сбора продуктов, вещей и денежных средств действовали дополнительно созданные «горячие телефонные линии».

Всего волонтерами, активистами, имамами региональных муфтиятов при поддержке меценатов и «Фонда поддержки исламской науки культуры и образования» доставлено более 40 000 продуктовых наборов и предметов первой необходимости нуждающимся семьям, малоимущим, пенсионерам, ветеранам ВОВ и труда. В месяц Рамадан было организовано дополнительно еще несколько благотворительных акций по раздаче продуктовых наборов и средств защиты для населения.

И сегодня в религиозные организации ДСМР, мечети и приходы продолжают поступать обращения людей верующих о помощи. По мере своих скромных возможностей мы и впредь будем продолжать свои социальные проекты.

Дорогие братья не забывайте, после месяца Рамадан наступает месяц Шаввал. В этом месяце весьма поощрительно еще 6 дней дополнительно держать пост. Исполнение этого обряда рекомендуется каждому истинному мусульманину. В хадисе со слов Абу Аййуба Ансари (радыйАллаху анху) сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто полностью соблюдал пост в месяц Рамадан, а затем в месяце Шаввал еще 6 дней держал пост, тот словно постился год»

Всевышний в Коране говорит:

مَن جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا وَمَن جَاءَ بِالسَّيِّئَةِ فَلَا يُجْزَى إِلَّا مِثْلَهَا وَهُمْ لَايُظْلَمُونَ

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо». (аль-Ангам 160 аят)

Абу Хурайра (радыйАллаху анху) комментировал этот аят следующим образом «Поскольку Аллах за одно доброе деяние воздает десятикратно, то 30 дней поста в месяце Рамадан приравниваются к 300 дням, а 6 дней поста в месяце Шаввал, соответственно, равны 60 дням». Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Самое лучшее действие перед Аллахом, это — обрадовать мусульманина оказав помощь с выплатой долга или же накормив его если он голоден».

Дорогие мои единоверцы! Не упустите благодатное время, и поспешите обрадовать создания Всевышнего, кто чем может.

Следуя повелениям Всевышнего и Сунне достопочтимого Пророка Мухаммада (мир Ему), мы стремимся к духовному совершенствованию, совершаем благие дела, помогаем нуждающимся. В этот праздничный для мусульман всего мира день, верующие соберутся в кругу родных и близких, чтобы отметить окончание поста, выразить друг другу любовь и уважение, поделиться душевным теплом, почтить память близких. От всей души желаю Вам и Вашим близким доброго здоровья, благополучия, мира и успехов во всех добрых делах! Пусть благословенный праздник Ураза-байрам еще больше сплотит и объединит всю мусульманскую умму, освободит ее от смут и раздоров, принесёт в наши дома тепло, уют, свет веры и душевное спокойствие!

Да примет Всевышний наш пост, молитвы таравих, наши закяты и фитр садака, благие дела, совершенные в этот месяц, и щедро воздаст за них!

Приступаем к чтению праздничного намаза.

Город Москва, резиденция «Московского Муфтията» Духовного собрания мусульман России. 13 мая 2021 год.

Популярное