— Межведомственной рабочей группой по исламскому финансированию на базе кафедры международных валютно-кредитных и финансовых отношений Финансового университета при правительстве России разработан проект Закона «О финансовой организации — партнере», включающий положения, определяющие принципы внедрения и администрирования операций с исламскими банковскими продуктами и услугами в России. Проект уже направлен в Госдуму, и в настоящее время возобновлено его обсуждения бизнес-сообществом.
В современных условиях представляется целесообразным не только осуществлять мониторинг «пилотных» проектов в отдельных регионах России, но и, реализуя комплексный подход к решению проблемы внедрения в банковскую практику новых механизмов финансирования, идти по пути формирования правовых основ работы субъектов хозяйствования, реализующих свою деятельность на территории России на принципах исламского финансирования в целях решения важных задач устойчивого развития национальной экономики.
Почему это так важно? Проблема внедрения в российскую практику мирового опыта исламских финансов становится все более актуальной в условиях санкционного давления на Россию. Практика показала, что сфера финансов наиболее подвержена негативному влиянию волатильности рынка. В настоящее время значительный интерес представляет развитие сотрудничества со странами Персидского залива, Азии, Африки, демонстрирующими пример устойчивого развития национальных экономик на базе принципов социально ориентированного партнерского бизнеса. Участие России в конкурентной борьбе на мировом рынке капиталов и услуг способствует поиску новых инструментов развития финансового рынка в целях решения стратегических и тактических задач. Диверсификация источников финансовых ресурсов, проектов и программ развития стимулирует внедрение опыта исламского финансирования в России. В этой связи ключевой задачей является формирование правовой базы внедрения исламских финансовых продуктов и услуг в российскую банковскую практику.
Поясним, что представителем исламского банкинга является Сберегательный банк «Мит Гамра», созданный Ахмедом ан-Наггаром в 1963 г. в городе Мит-Гамр (Египет). Этот банк, по замыслу ан-Наггара, должен был привить жителям Мит-Гамра привычку иметь стабильные накопления на принципах шариата. Этот банк предложил использовать модель, основанную на мударабе, при которой клиент размещал срочный (инвестиционный) вклад, а банк являлся доверительным управляющим сбережений и беспроцентным кредитором.
На постсоветском пространстве исламский банкинг тоже закрепился. В настоящее время компании мусульманских стран широко представлены в Азербайджане. Важную роль в этой связи играет Исламский банк развития, созданный в 1975 году по инициативе Организации исламского сотрудничества. Несмотря на благоприятную конъюнктуру, полноценному воплощению идей исламского финансирования в стране мешают законодательные ограничения азербайджанского финансового права.
Киргизия наряду с Азербайджаном примечательна тем, что на ее территории открылась одна из первых на постсоветском пространстве компаний, оказывающих услуги в сфере исламского банкинга — ОАО «ЭкоБанк», в котором функционируют два филиала, предлагающие клиентам мусульманские финансовые продукты и услуги на базе специального Меморандума о взаимопонимании между Киргизской Республикой, Исламским банком развития и ОАО «ЭкоБанк». В 2006 году этот документ ратифицирован президентским указом, а также специальным постановлением правления Национального банка Киргизской Республики.
В свою очередь, в Казахстане в1995 году принят закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», в котором представлены различные аспекты шариатского финансирования, включая процедуру открытия мусульманского финансового института; работу шариатского совета, разбирающего последствия признания банковской операции, не соответствующей принципам исламского банкинга; раскрыты особенности операций. В настоящее время в Казахстане работают два исламских банка: Al Hilal и «Заман-Банк», получивший в 2016 году разрешение Национального Банка Республики Казахстан на добровольное преобразование традиционного кредитного института в исламский банк.
В 2017 году банк переименован в АО «Исламский банк «Заман-Банк». Важно отметить, что законодательство Казахстана об исламских банках препятствует включению в перечень операций такого банка факторинг и форфейтинг. С нашей точки зрения, успешное исламское финансирование возможно в странах, располагающих самостоятельной нормативной базой в рассматриваемой сфере, при регулировании операций таких институтов центральным банком страны — реципиента с учетом соответствующих принципов деятельности финансовых организаций — партнеров. Комплексный подход к организации работы таких финансовых институтов, включающий налоговый, страховой, депозитарный, инвестиционный и прочие аспекты деятельности исламских финансовых институтов, не предполагает объединение в одном законодательном акте процентного и беспроцентного принципа реализации стратегических и тактических задач.
Банковская практика располагает и российским опытом исламского банкинга. Так, например, в 1991 году в России открыт «Бадр-Форте Банк», который в период своей деятельности установил деловые контакты с финансовыми институтами стран Ближнего Востока, Африки и Азии и располагал широкой сетью представительств в 60 государствах. По состоянию на 30 сентября 2006 года активы банка составляли 703,4 млн. руб. Лицензия банка отозвана на основании противоречия его деятельности российскому законодательству. Кроме того, в 1992 году создан «Единый исламский акционерный коммерческий банк», учредителями которого выступили Елабужский автомобильный завод, Камский автомобильный завод, Западно-Сибирский металлургический комбинат. Инициаторами проекта были Российский союз промышленников и предпринимателей, бизнес партнеры Кемеровской области и стран Персидского залива. Банк создавался в целях содействия экономическому развитию стран постсоветского пространства и привлечения в Россию иностранного капитала из мусульманских стран. Деятельность банка не получила развития также в связи с отсутствием соответствующей законодательной базы в нашей стране. В настоящее время экономические санкции против России стимулируют развитие новых форм и механизмов торгового и инвестиционного сотрудничества со странами-партнерами, заинтересованными в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве. Представители всех форм собственности из мусульманских стран и России не располагают возможностью взаимодействий, так как в Российской Федерации до настоящего времени не сформирована правовая база, способствующая расширению объемов финансирования на принципах партнерского, а не процентного банкинга. В связи с отсутствием законодательных положений, регулирующих партнерскую деятельность, не противоречащую шариату и российским регламентациям, юридические лица прибегают к сложным правовым схемам и платят налоги с одной и той же операции по несколько раз.
Источник: rg.ru