В рамках визита в Японию Глава ДСМР, муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов посетил первую мечеть, построенную в Токио в 30- х годах прошлого века. Альбира хазрата любезно принял и сопровождал имам-хатыб Соборной мечети Токио Мухаммед Рифат Чинар.
Первая деревянная мечеть была построена татарскими мусульманами, уехавшими из России после русской революции 1917 года. Татары прибыли в Японию из Турции через Сибирь и Китай.
С приходом татар в Кобе появляется первый мусульманский район. Название японского города «Кобе» переводится на русский язык как «врата богов». И кажется совсем неслучайным появление первой мечети именно в этом городе. Кобе был, пожалуй, самым крупным из портовых городов-»врат» в Японию для иностранцев.
Для совершения пятничных намазов и таравих-намазов во время месяца Рамадан, татарская община стала арендовать отдельное здание, а позже открыла свою школу. Вначале обязанности имама татарской общины исполнял иж-бубинский имам – Габдрахман Карими. В 1934 году на должность имама община пригласила Мадьяра Шамгуни – выходца из Уфимской губернии, одного из основателей “Общества мусульманских беженцев” в Шанхае.
С появлением арендуемого здания, на пятничные и праздничные намазы в татарский молельный дом стали приходить другие мусульмане города – индийцы, арабы, индонезийцы, малайцы и др. Постепенно мусульмане Кобы начали поднимать вопрос о необходимости строительства полноценной мечети.
В 1928 году японское правительство выдало разрешение на строительство мечети и школы. Мусульманская община открыла свою школу в 1935 году, а через три года была построена первая в Японии мечеть.
В 1986 году мечеть пришлось снести из-за серьезных структурных повреждений. Под руководством и при поддержке Управления по делам религии Турции в 1998 году было начато строительство нового здания. Орнамент был основан на османской религиозной архитектуре. Около 70 турецких мастеров выполнили отделочные детали, и значительное количество мрамора было импортировано из Турции. Строительство было завершено в 2000 году.
Важную роль в развитии ислама в Японии сыграл Тамимдар Мухит, родившейся в селении Салагаш Агрызского района Татарстана. В 30-х годах лишь небольшая доля когда-то большой колонии мусульман, эмигрантов из России, принимают решение остаться в Японии- в их числе — хаджи Тамимдар и гжа Салиса Мухит, гжа Камария Касим.
В 1919 г. хаджи Тамимдар грудным младенцем вывезен родителями в Китай, где вместе с ними проживал в городе Харбин. Там же с золотой медалью окончил русскую гимназию. С 1932 года проживал в Токио. В 1948 году с отличием закончил экономический факультет университета Chuo города Токио. В различные годы член правления, секретарь, председатель общества «Исламия», председатель Духовного управления мусульман Японии, президент Исламского центра Японии. Имеет тесные контакты с руководством Турецкой Республики, ряда исламских стран Персидского залива, Малайзии, государств Средней и Центральной Азии. Ведет активную переписку с родственниками в Татарстане и других регионах России. Неоднократно приезжая в республику, много рассказывал о своей жизни в Японии. Именно его любезному содействию и рекомендациям мы обязаны многочисленными и интересными источниками об истории татар и башкир на Дальнем Востоке. В настоящее время – лидер тюркской (тюркомусульманской) общины города Токио, вице президент Исламского центра Японии
пресс-служба ДСМР