Вы увидите гравюры, редкие фото дервишей, ритуальные предметы, рукописи и другие артефакты, связанные с мистическо-аскетическим направлением ислама. На выставке будут предметы из Центральной Азии и Ближнего Востока, которые суфии традиционно считают наделенными особой силой.
На выставке «Путь суфия» вы увидите более ста предметов, среди которых будут суфийские амулеты и обереги, сосуды из тыквы, чаши из скорлупы кокосового ореха, индийская миниатюра XVII века «Пляшущие дервиши», облицовочный кирпич XVIII века из мечети Ходжа Ахрар в Ташкенте, акварель венецианского художника Раффаэле Майнеллы. Куратор проекта, кандидат философских наук Ирина Османова выделяет уникальный экспонат — рубаху суфийского наставника, покрытую цитатами из Корана и молитвенными формулами. Термин «суфизм» происходит от арабского слова «суф» — «шерсть», это отсылка к грубой шерстяной одежде, которая считалась атрибутом дервиша. Суфийские практики аскезы традиционно возводят к периодам поста и самоотречения в жизни пророка Мухаммада. В Средние века суфизм стал сложной мистико-философской системой: в XII — XIV веках в его рамках сформировалось несколько религиозно-философских школ (тарикатов), и сегодня суфизм продолжает играть роль в регионах, где распространен ислам. Основной мотив суфизма — любовь к богу и единение с ним, «самоуничтожение» в боге. На пути к богу выделяют три ступени: закон, путь, истина. Обычные верующие находятся на первой ступени, суфии — на второй, святые — на третьей. Суфизм сильно повлиял на развитие мусульманской эстетики, этики, литературы и искусства, воспринимал и адаптировал не мусульманские традиции.
Источник и фото:
Пляшущие дервиши. Индия, нач. XVII в.
Фото: пресс-служба Государственного музея истории религии, https://www.fontanka.ru/2023/11/28/72962672/