Предложение запретить в России ношение никабов вызвало широкий общественный резонанс. Вопрос поставил на повестку председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. «Считаю, что никабы в России должны быть запрещены», – заявил он в интервью «Парламентской газете», посвященном миграционной проблематике. При этом Фадеев подчеркнул, что намерен обсудить свою инициативу с представителями исламской религии. Приглашение к дискуссии одним из первых принял муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. В интервью РБК муфтий заявил, что запретительная мера «будет выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии». Он также напомнил, что такое решение может быть негативно расценено ближневосточными партнерами России, где подобная одежда повсеместно распространена.
Однако в самих арабских и исламских странах вопрос ношения никаба поднимается с известной периодичностью. Принципиально важно отличать никаб (в просторечии – паранджу) от хиджаба, закрывающего большую часть женского тела, за исключением кистей рук и овала лица. Никаб, в отличие от хиджаба, представляет собой национальную традицию, а не религиозное предписание. Об этом говорится в брошюре подготовленной в 2008 году Египетским Домов фетв, занимающимся исламско-правовыми исследованиями. Ее авторы – авторитетные богословы: муфтий Египта Али Гумаа, шейх Аль-Азхара Мухаммад Саид ат-Тантауи и шейх Мухаммад аль-Газали. Эта точка зрения поддерживается большинством мусульманских богословов, независимо от религиозно-правовой школы, среди которых и доктор Саид Рамадан аль-Буты. Даже тяготеющие к фундаментализму салафитские источники считают никаб сунной. Для всех остальных направлений классического ислама он является мубахом – дозволенным действием, совершение которого не предписывается, но и не запрещается. В отношении фетв принято руководствоваться принципом целесообразности. Скажем, если никаб мешает идентифицировать человека или акцентирует на себе излишнее внимание, то в целях минимизации вреда можно отказаться от его ношения без ущерба для религиозных убеждений. Известный адвокат Руслан Нагиев, специализирующих уголовных делах, назвал нежелательным ношение российскими мусульманками одежды, которая закрывает лицо. «Это вызывает неоднозначную реакцию у граждан, провоцирует конфликты. Тем более, закрывание лица не является обязательной нормой в исламе», – считает юрист. В настоящее время никаб запретили 16 государств, в том числе страны с мусульманским большинством, включая Алжир, Тунис, Австрию, Данию, Францию, Бельгию, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Болгарию, Габон, Камерун, Чад, Республику Конго, Нидерланды, Китай, Марокко, Шри-Ланку и Швейцарию. Вопрос ограничений на никаб может регулироваться внутренними нормативными актами. Так, в Российском исламском институте (Казань) введен запрет на ношение женщинами никабов и одежды черного цвета. В своем комментарии на инициативу председателя Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов сделал акцент на общественно-политической стороне вопроса, но фактически из его слов следует, что ношение никаба является религиозной обязанностью (фардом), несоблюдение которой является тяжелым грехом. Однако авторитетные ученые ислама высказали иное мнение, которое четко выражено в названии их книги: «Никаб – это адат (народный обычай), а не ибадат (религиозное служение)». Что касается целесообразности, то там, где такая традиция сложилась еще с доисламских времен, она сохраняется. Но там, где ее не было – а в России такой традиции не было, искусственно внедрять ее нет никакой пользы. А вред есть, потому что вся система современной безопасности во всем мире, включая арабские страны, строится на идентификации личности. А никаб не дает возможность узнать, кто хочет сесть в самолет, поступить на важную работу и т. д. И мусульманки могут сильно проиграть в своих правах на нормальную жизнь от этого искусственного изобретения. Поэтому в России это новшество видится совершенно нецелесообразным, на языке шариата – это излишество. Автор: Айдар Бариев
Источник и фото:https://islamnews.ru/2024/5/22/nikab-adat-a-ne-ibadat