Мескита (исп. Mezquita) или Кордовская мечеть — это несомненная визитная карточка Кордовы, а также одна из ярчайших достопримечательностей всей Андалусии. Имея площадь в 23 400 м2, Мескита является самой большой мечетью, построенной на территории Европы, а в средние века она считалась второй по величине мечетью в мире. Кроме того, Кордовская мечеть общепризнанно считается самой грандиозной и красивой мечетью в Испании, оставшейся в наследство от мавританского периода. В 2015 году ее посетило более 1 670 000 туристов, что делает этот архитектурный памятник одним из наиболее посещаемых в Испании и Европе в целом. Ее значение и грандиозность трудно переоценить, ведь именно Кордова в X веке была столицей образованного на территории Испании халифата, управлявшего всеми эмиратами, принадлежащей в то время мусульманам Испании. Мескита расположена в центре Кордовы на берегу реки Гвалалквивир среди старых еврейских и мавританских кварталов.
Мескита строилась в течение нескольких столетий под руководством ряда правящих эмиров, каждый из которых вносил свою лепту в это поистине уникальное архитектурное сооружение. К окончанию строительства она насчитывала 1 293 колонны, 280 люстр, а также 1 445 более мелких светильников. Справедливости ради следует отметить, что колонны, использовавшиеся при строительстве Мескиты, не были изготовлены мавританскими мастерами: для строительства были использованы мраморные колонны, принадлежащие более раннему римскому периоду, привезенные из окрестных населенных пунктов. Впрочем, утверждать, что строительство этого выдающегося памятника архитектуры было завершено во времена мусульманского владычества будет неправильно, так как после отвоевывания Кордовы войсками христианских королей, мечеть была превращена в католический кафедральный собор и претерпела ряд изменений. В частности, в Меските через 300 лет после отвоевывания Кордовы христианами в 1523 году были организованы хоры для певчих.
Мескита: история создания
Мескита, как и многие кафедральные соборы Испании, церкви или мечети мусульманского периода возводились на фундаментах существовавших на их месте более древних храмов.
Кордовская мечеть была построена на месте древней базилики вестготов, носящей название Сен Висенте, фрагменты которой можно и сегодня увидеть через толстое прозрачное стекло, установленное в полу одной из частей Мескиты. Разрушение этой почитаемой христианами базилики с целью возведения на ее месте мечети является сегодня предметом многочисленных споров историков, так как считается, что оккупировавшие Кордову мусульмане обладали достаточно высокой толерантностью к свободе и вероисповеданию коренного населения.
Мескита: начало строительства
Кордовская Мескита начала строиться с разрушения находящейся на ее месте базилики Сан Висенте. Вскоре она стала не только главной мечетью всего западного мусульманского мира и местом религиозного почитания и единства, но также и центром, объединившим и притянувшим различные политические, культурные и научные силы того времени. Сегодня это грандиозное строение считается самой красивой мечетью в Испании, оставшейся потомкам со времен мавританского владычества. Она возводилась на протяжении достаточно длительного времени и под патронажем разных правителей, в ее истории можно выделить несколько основных этапов.
Мескита во времена правления Абд-ар-Рахмана I
Строительство Мескиты началось во времена правления первого эмира Кордовы, Абд-ар-Рахмана I по прозвищу ад-Дахил (Пришелец), занявшего пост эмира Кордовы в 756 году. Будучи выходцем из Дамаска, он был влюблен в этот город, что во многом отразилось в архитектуре возводимого дворца — мечети, переняв черты ряда мечетей Дамаска. Более того, в отличие от других мечетей, ориентированных михрабом на Мекку, михраб Мескиты смотрит на родной город Абд-ар-Рахмана I, на Дамаск.
Помимо дамасского влияния архитектура Кордовской Мескиты впитала в себя черты предшествующего Испано-Романского стиля. Так, установленные внутри мечети колонны с капителями восходят к римскому периоду и перенесены в Мескиту из близлежащих к Кордове городов. Впрочем, дело не только в использованных материалах: например, чередование белых и красных сегментов в арках также характерно для Испано-Романского стиля. Подтверждением тому могут служить арки Епископского дворца в Серсадилье (Cercadilla), выполненные в том же стиле.
Мескита во времена правления Абд-ар-Рахмана III
Следующим важным этапом в истории Мескиты стала эпоха правления Абд-ар-Рахмана III,по прозвищу «ан-Насир» («Победоносный»), взошедшего на престол Кордовского эмирата в 912 году, объединив и усилив распадающийся эмират, а в 929 году ставшего халифом. Свое прозвище он получил за ряд выдающихся военных побед, среди которых можно выделить взятие в 932 году Толедо. Кроме всего прочего, предприняв ряд походов против христианских королей, он заставил правителей Леона и Наварры платить ему дань, создал могущественный флот, ставший во время его правления самым сильным на Средиземном море. Именно при нем Кордова стала самым большим и прекрасным городом в Европе, а ее население увеличилось до 500 000 человек. Разумеется, что такой рассвет города и увеличение жителей требовали модернизации Мескиты.
В период правления Абд-ар-Рахмана III к существующему зданию были добавлены новые пристройки, которые мечтал, но не успел выполнить Абд-ар-Рахмана I, был значительно увеличен внутренний двор Мескиты, где в это время собиралось большое количество верующих, велись религиозные беседы и учения, были увеличены нефы молитвенного зала. На внешней стене внутреннего двора в этот период был возведен минарет, который после отвоевания Кордовы войсками христианских королей был видоизменен и превращен в колокольню кафедрального собора.
Мескита во времена правления Аль-Хакама II
Следующим халифом Кордовы стал Аль-Хакам II, ставший халифом Кордовы в 961 году и продолживший дело своего отца, Абд-ар-Рахмана III. После создания Абд-ар-Рахманом III Кордовского халифата, его столица претерпела небывалый расцвет. Это были лучшие времена города за всю его длинную историю существования. Будучи столицей халифата, Кордова накопила гигантский культурный, научный и финансовый потенциал. Конечно, не могло не финансироваться и не происходить дальнейшее расширение и главной мечети Европы, Кордовской Мескиты. Нужно отметить, что к этому времени Мескита уже не уступала дамасской мечети ни по грандиозности сооружения, ни по богатству. Учитывая большие финансовые возможности халифата, для дальнейших строительных работ использовали только новые строительные материалы, а на работы привлекали лучших византийских мастеров. Использование материалов от прежних дворцов и храмов было прекращено.
Вследствие того, что в работах участвовали византийские зодчие, в архитектуре Кордовской Мескиты воплотилось удивительное сочетание мусульманской и христианской культур. К примеру, в этот период в мечети был создан ряд мозаик с характерным византийским акцентом. Даже сама планировка архитектурного ансамбля напоминает христианский крест, образуемый в перспективе михрабом и уникально направленными потоками света через окна.
Мескита во времена правления Аль-Мансура
Для Мескиты и всего Кордовского халифата следующим важным этапом в истории стал период правления Аль-Мансура. Примечательно, что Аль-Мансур происходил из довольно небогатой семьи, а его дед служил придворным врачом и министром при дворе халифа Абд-ар-Рахмана. Он не был халифом, но был талантливым политиком и полководцем, совершившим 57 походов против христианских королей и фактически державшим власть в Кордовском халифате в своих руках. После смерти в 1002 году Аль-Мансура Кордовский халифат просуществовал всего несколько лет и распался на мелкие княжества – эмираты. Во времена правления Аль-Мансура к Кордовской Меските были пристроены еще 8 приделов с ее восточной стороны, а также внутренний дворик. Тем не менее, несмотря на кажущийся размах строительства, затраты на его реализацию были минимальными, а само оно сильно отличались от строительства при Аль-Хакаме II: использовались дешевые материалы, позаимствованные от прежних строений, применялись простые архитектурные планы и решения. Примером такой экономии может служить конструкция возводимых арок, в которых для создания чередовавшегося красно-белого рисунка использовались не кирпич и белый камень, а краски.
Мескита и преобразования христиан
В 1237 году Кордова была отвоевана войсками, возглавляемыми королем Фердинандом III по прозвищу Святой (исп. El Santo). Стараясь подчеркнуть столь ожидаемое возвращение христианской веры на испанскую землю, Фердинанд III приказал заменить висевший на главных городских воротах Кордовы флаг на крест.
Как и в других отвоеванных у мусульман городах, освобожденное христианское население мечтало стереть воспоминания о многовековом господстве мусульман и полностью перестроить Кордовскую Мескиту, превратив ее в христианский собор. Однако, правящие христианские короли понимали всю уникальность и ценность создававшегося веками сооружения и не позволили его разрушить. Тем не менее, был запланирован ряд работ по перепланировке и реконструкции мечети в кафедральный собор Кордовы.
Строительство главного алтаря, трансепта и хоров
Прошло почти 300 лет, прежде чем начались масштабные работы по перестройке Кордовской Мескиты, в ходе которых она утратила часть своей уникальной архитектуры. Основным сторонником и инициатором скорейших реформ выступал местный епископ. Работы по реконструкции были начаты в 1523 году, а руководителями проводимой перестройки выступали такие архитекторы, как Хернан Руис I, II и III, Диего де Правес и Хуан де Очоа. Как и в других кафедральных соборах, трансепт был спроектирован в форме латинского креста, а получившаяся архитектурная композиция в целом сочетала в себе свойственный мусульманским строениям стиль с приемами и элементами стиля барокко, ренессанса и готики. Над запрестольным образом главного алтаря трудился такой выдающийся испанский мастер, как Алонсо Матиас.
Установленные в том же 1523 году хоры для певчих выполнены из красного дерева специально привезенного из Южной Америки и являются настоящим произведением филигранного искусства. Хоры изображают сцены из Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Христа и Девы Марии, а также святых Кордовы.
Капеллы Кордовской Мескиты
В части Кордовской Мескиты, отведенной под кафедральный собор располагается довольно много небольших капелл. Такое количество капелл объясняется, в том числе и тем, что многие богатые городские семьи, финансировавшие перестройку и поддержание текущего состояния храма, получали в свое распоряжение небольшую семейную капеллу. Многие капеллы богато украшены и изображают священные образы, сцены из жизни Христа.
Среди них стоит выделить Капеллу Реал, в которой захоронены останки христианских королей Фердинанда IV и Альфонса XI. Эта капелла интересна своей лепниной, сочетающей художественные приемы, характерные для мавританского искусства с чертами, присущими готическому стилю и стилю барокко.
Нельзя обойти вниманием и Капеллу Непорочного Зачатия, в свое время служившую баптистерием. Сегодня в этой капелле располагается дарохранительница тела Христова.
Очень красивой капеллой является капелла Сан Пабло, исполненная в архитектурном стиле барокко. В целом же, в Кордовской Меските довольно много капелл и алтарей, заслуживающих внимания и являющихся настоящими произведениями искусства. К ним относится и капелла Parroquia del Sagrario, стены которой расписаны известным мастером Сезаром Арбасиа.
Сокровищница и экспонаты Мескиты
В сокровищнице собора собрана богатая коллекция ритуальных принадлежностей, используемых во время великих праздников и шествий. Здесь Вы можете увидеть потрясающей работы кресты, чаши и блюда, выполненные из драгоценных металлов и украшенные драгоценными камнями. Здесь же располагается старинная коллекция принадлежащих когда-то епископу личных вещей. Отдельного внимания заслуживает Дарохранительница тела Христова, которая вот уже несколько столетий используется по праздникам при совершении церковных обрядов.
Но не только в сокровищнице собора можно найти интересные экспонаты. Разумеется, в ней собраны самые ценные и дорогие предметы, но немало артефактов собрано и просто во внутреннем помещении Мескиты. К ним, например, можно отнести внушительных размеров часовой механизм, который когда-то был установлен на башне собора и приводил в действие часы. Сегодня он располагается под стеклянным куполом в части Мескиты, где собраны исторические экспонаты. Здесь же находится и старинная каменная плита испещренная надписью, выполненной арабской вязью. Предположительно эта плита раньше располагалась на одном из домов загородной резиденции халифов в Медине Ас-Сахаре (Madīnat al-Zahrā).
Внутренний двор и башня Мескиты
Внутренний двор Мескиты изначально служил для религиозных бесед и учений, а также омовений, для которых во внутреннем дворике прежде находилась большая емкость с водой. Как и центральная часть, внутренний двор в XV веке подвергся реконструкции в ходе которой, в частности, пальмы были заменены на апельсиновые деревья, давшие внутреннему двору название «апельсиновый».
Внутренний двор Мескиты обнесен стеной, на которой располагается башня, бывшая в мусульманские времена минаретом. Нынешний свой облик она приобрела после реконструкции под руководством Хернана Руиса III. На башне установлена скульптура покровителя Кордовы, Архангела Рафаила. Под башней находится арка, носящая название «Дверь Прощения» и служащая главным входом во внутренний двор Мескиты.
Историческая и культурная значимость
Значимость и уникальность Мескиты, а ныне кафедрального собора Кордовы заключается, прежде всего, в том, что в этом прекрасном архитектурном памятнике старины сочетаются многие архитектурные стили. Сегодня в этом архитектурном комплексе можно увидеть фрагмент древнего храма вестготов, мусульманскую мечеть, бывшую главным религиозным объектом Кордовского Халифата, а также христианский кафедральный собор. Это архитектурное сооружение настолько уникально, что оно отнесено ко Всемирному Наследию Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.
Источник и фото: https://www.alandalus.ru/andalucia/provincia-cordoba/cordoba/mezquita/