Пятница, 26 апреля, 2024
ГлавнаяИсторияИз тьмы веков: диалог между христианским иерархом и аббасидским халифом аль-Махди

Из тьмы веков: диалог между христианским иерархом и аббасидским халифом аль-Махди

В современной околонаучной публицистике, часто муссируется тема «извечного христианско-мусульманского противостояния», «что мусульмане насаждали Ислам только мечем». Между тем мусульмане ,христиане и иудеи мирно сосуществовали Ближнем Востоке в частности, сотни лет. Это был благотворный межрелигиозный и кросс-культурный обмен. Также необходимо отметить, что многие придворные чиновники периода арабского халифата (как во времена династии Омеядов, так и первую половину правления династии Аббасидов) были христианами — как православными, так и несторианами.

Вниманию читателей предлагается фрагмент из богословских собеседований Мухаммада ибн Мансура аль-Махди, багдадского халифа в 775–785 гг. из династии Аббасидов, отца знаменитого Харуна ар-Рашида, и Мар Тиматеоса I, католикоса Церкви Востока в 780–823 гг., в котором речь зашла об основателе и пророке ислама – Мухаммаде (Да благословит Его Аллах и да приветствует). Данный диалог имел место в период наивысшего могущества Багдадского Халифата, простиравшегося от Северной Африки до Центральной Азии. Католикос Мар Тиматеос I, перенесший в 780 г. патриарший престол в Багдад, был покровителем несторианской миссии: при нем епархии Церкви Востока были распространены в Ираке, Иране, Аравии, Центральной Азии, Индии и Китае.

«…1. Царь наш кроткий и премудрый сказал мне: «Что ты скажешь о Мухаммаде?».

И отвечал я ему, говоря: «Воистину Мухаммад заслуживает похвалы от всех разумных за то, что он шел путем пророков и боголюбцев, потому как все пророки учили о Едином Боге, и Мухаммад учил об этом, следовательно, он шел путем пророков.

И подобно тому, как все пророки отвращали людей от зла и привлекали их к праведности и добродетели, и Мухаммад отвращал сынов своей общины от зла и привлекал их к праведности и добродетели, следовательно, он следовал путем пророков. Воистину все пророки воспрещали сынам человеческим поклонение бесам и служение идолам, побуждая их к служению Богу – велик Он и славен! – и к поклонению Его величию. И Мухаммад так же воспретил сынам своей общины служение бесам и поклонение идолам, и побуждал их к познанию Бога и поклонению Ему, Всевышнему, Который Один лишь, и нет кроме Него бога иного. Отсюда ясно, что Мухаммад следовал путем пророков. Кроме того, Мухаммад учил о Боге и Слове Его, и Духе Его, и все пророки пророчествовали об этом, так что Мухаммад следовал путем пророков.

Ревность Мухаммада сходна с ревностью Моисея и Авраама. Сражается ли за Бога тот, кто не только хвалит, чтит и превозносит [Его] словами, но и мечом показывает ревность о Создателе Всевышнем? Подобно тому, как поступил пророк Моисей с сынами Израилевыми, сделавшими золотого тельца и поклонявшимися ему – убил и истребил всех, поклонявшихся тельцу, – поступил и Мухаммад, когда проявил ревность ради Творца – слава Ему, Всевышнему! – и возлюбил Его и дорожил Им больше души своей, и племени своего, и сыновей общины своей.

А тех, которые следовали за ним в почитании Бога и в страхе Его, тех славил он и уважал, и хвалил, и обещал им от Бога славу и почтение в этом мiре, в ином же – райский сад. С теми же, которые служили идолам и поклонялись им, он воевал и предостерегал их от мучений болезненных в огне адском, в котором гореть лицемерам вечно. И подобно тому, как поступил Авраам, друг Божий, оставив идолов и сынов рода своего, и последовав за Богом, поклоняясь Ему и возвещая единство Его народам, поступил и Мухаммад, когда оставил поклонение идолам и тех сыновей рода своего, которые поклонялись им, а также и других, и почтил лишь Того, Кто Один есть Бог истины и поклонялся Ему.

Поэтому почтил его Бог и наделил властью над народами. Посему весьма почтил его Всевышний и покорил под подножие ног его два мощных государства, рыкавших как лев, и как гром слышен был в мiре голос их, – государство персов и государство ромеев. Первое поклонялось творениям вместо Творца, другое же приписывало страдания и смерть Тому, Кто бесстрастен и бессмертен. И расширил Всевышний власть царства его рукой повелителя правоверных и его сыновей от востока до запада и от севера до юга. И кто не похвалит, о победоносный царь, того, кого похвалил Бог? И кто не сплетет венец славы и хвалы тому, кого прославил Бог и возвеличил? Посему и я, как и все боголюбцы, не можем не сказать сего о Мухаммаде, победоносный царь!».

2. И царь наш сказал мне: «Следовательно, надлежит тебе принять слово пророка».

И отвечал я ему: «О каком слове говорит царь наш?».

3. Тогда сказал мне царь: «О том слове, которое говорит он о Боге, что нет иного, кроме Него».

И отвечал я ему, говоря: «Воистину исповедание Единого Бога усвоил я, о царь, из Торы, и Пророков, и Евангелия, и его я придерживаюсь, и за него умру».

4. И царь наш победоносный сказал мне: «Ты веруешь и исповедуешь Единого Бога, как ты сказал, но говоришь, что Он – Един и троичен».

И ответил я ему: «Не отрицаю сего, о царь, и признаю, что Бог Един и троичен, но троичен не божественным [существом], но кномами Слова Его и Духа, а также, что Он троичен и Един, но не есть Един кномами, но божеством, как мы показывали это раньше»….».

Источник: Богословские Cобеседования Католикоса Церкви Востока Мар Тиматеоса I (727–823) c Халифом ал-Махди, повелителем правоверных. Ассирийская Церковь Востока. М., 2005. §158–174.

Популярное