Понедельник, 29 апреля, 2024
ГлавнаяИстория164 года со дня рождения крупнейшего татарского богослова и просветителя конца XIX...

164 года со дня рождения крупнейшего татарского богослова и просветителя конца XIX – начала XX вв. Галимаджана Баруди

Гадимаджан Баруди – основатель одного из лучших мусульманских учебных заведений России своего времени – медресе «Мухаммадия», лидер первой всероссийской партии мусульман «Иттифак аль-муслимин», муфтий с 1917 по 1921 гг. Он служил во имя идеалов Ислама и внёс колоссальный вклад в возрождение религиозного и национального самосознания татарского народа.

Галимджан Мухаммаджанович Галеев (Баруди) родился 2 февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда, ныне Высокогорского района Татарстана. Галимджан с юных лет проявлял повышенный интерес и большую способность к учёбе. В 1862 году его отдают в медресе «Касимия», где он проходит ступени начальных, средних и старших классов и одновременно занимается преподавательской деятельностью в старших классах. Уже в юношеском возрасте он начал задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества, о роли человека в обществе.

Учась в медресе, он занимался самостоятельно, много читал и любил размышлять над прочитанным. Его биограф Юсуф Акчура отмечал, что вся жизнь Баруди состояла из двух принципов: учиться и учить.

В марте 1875 года Галимджан Баруди решил продолжить образование в Бухаре. В Бухаре он изучает религиозные предметы и Шариат, помимо этого уделял особое внимание математике.

В 1883 он женился на дочери известного татарского купца И. Утямышева – Бибимагруй. Эта прекрасно образованная девушка сумела стать достойной спутницей Галимджана, проникнуться его духовными устремлениями и интересами, а затем на протяжении всей жизни, руководя женским мектебе при приходском медресе, помогать мужу в просветительской деятельности.

В том же году, благодаря помощи своего отца Мухамметзяна Галеева, Галимджан основал медресе, получившее имя его основателя «Мухаммадия» и впоследствии ставшее одним из лучших мусульманских учебных заведений в России. В новом медресе Галимджан проводит настоящую реформу в образовании, вводит значительное количество светских предметов: русского языка, арифметики, истории природоведения, геометрии, счетоводства, рисования, этики, гигиены и пр. За неимением специальной литературы Г. Баруди сам пишет ряд учебников, многие из которых стали классическими образцами учебных пособий для школ и выдержали более десяти переизданий. Это первая на турецком языке новометодная азбука, учебники по арифметике, арабскому языку, татарско- арабско-персидский словарь и многие другие.

В начале XX века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся – 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей). Можно сказать, что в её стенах получил великолепное образование цвет татарской интеллигенции. Деятельность Г. Баруди в кратчайшие сроки вывела мусульманскую школу на путь прогресса, превратила процесс получения знаний в главный инструмент духовного возрождения народа. Он был глубоко религиозным человеком, придавал огромное значение воспитанию религиозных и нравственных ценностей у молодёжи. Он был твёрдо убеждён в том, что любая нация без религии, без веры обречена на вымирание.

В январе 1906 года Г. Баруди начинает издавать научно-религиозный и литературный журнала «Дин вэ эдэб» («Религия и нравственность»), на страницах которого обсуждались идеи педагогического и религиозного характера. Главной целью воспитания, по Баруди, является воспитание религиозно- нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами. Религиозно-нравственное воспитание занимает главное место в педагогической мысли Баруди, и оно неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием.

Одна из работ Галимджана Баруди, написанная на арабском языке, 1908 год.

Следует также отметить об открытии Баруди для публичного пользования личной книжной коллекции. Частная книжная коллекция просветителя к 1913 году насчитывала более 3 000 томов и журналов по самым разным наукам. Труды религиозных деятелей и мыслителей Ислама были представлены как в оригинале, так и в переводах, снабжённых комментариями. А в 1920 году Баруди и вовсе подарил свою библиотеку, которая насчитывала в то время 4288 томов, молодой Татарской республике.

Умер учёный в 1921 году в Москве, посвятив последние месяцы своей жизни борьбе с голодом, захлестнувшим Волго-Уральский регион.

Образ мудрого педагога и суфийского наставника- шейха, богослова, беззаветно и искренно служившего на благо своей нации и религии, навсегда останется в памяти татарского народа.

Популярное