27 февраля отмечается Всемирный день некоммерческих организаций — это большой праздник для благотворительных фондов, общественных объединений, ассоциаций и союзов, волонтеров и просто неравнодушных граждан, объединенных одной общей идеей — помогать людям и делать жизнь вокруг лучше!
О том, что такое НКО, как и зачем они создаются и работают, рассказывает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова.
Что такое НКО?
НКО — некоммерческие организации — в своей деятельности стремятся не получить прибыль для акционеров, как в бизнесе, а решить какие-то общественно значимые задачи, социальные проблемы. Они работают для того, чтобы жизнь определенной категории граждан, например людей с инвалидностью, детей-сирот или какого-то населенного пункта, природной территории изменить к лучшему. Я говорю в первую очередь о социально ориентированных НКО.
Социально ориентированные НКО отличаются от обычных тем, что работают не ради узкой категории своих членов, например общества любителей кактусов, а для того, чтобы помочь развитию или оказать поддержку определенной категории граждан за пределами своего круга. Они помогают пожилым людям, решают экологические проблемы, развивают молодежь, помогают детям, семьям в трудной жизненной ситуации, мигрантам, бездомным и многим другим. В России достаточно много категорий социально ориентированных НКО, и все они описаны в законе «О некоммерческих организациях». Каждая организация может заглянуть в этот закон и понять, относится она к категории социально ориентированных или нет.
Могут ли НКО заработать какие-либо средства на свои проекты?
Многие люди считают, что если организация некоммерческая, то она вообще не может вести деятельность, приносящую какой-либо доход. На самом деле это не так. НКО ведут предпринимательскую деятельность — оказывают услуги и получают за это плату, продают свои изделия, проводят ярмарки, получая деньги за проданные товары. В этом они от бизнеса не отличаются. Разница состоит в том, куда они эти деньги расходуют. Коммерческие структуры имеют полное право потратить заработанные средства на премии руководящему составу, прибыль идет акционерам. А НКО по закону могут зарабатывать деньги, но расходовать их они должны только на свою уставную деятельность.
В чем разница между НКО и социальными предпринимателями?
К социальным предпринимателям относятся организации малого и среднего бизнеса. Это не НКО. Их деятельность устроена по бизнес-схеме, однако их конечная цель — это опять же решение какой-то социально значимой проблемы. Например, предприятие, на котором большая часть сотрудников — это люди с инвалидностью, можно отнести к типу социальных предпринимателей. Предприятие зарабатывает, однако большая часть прибыли (не вся, как в НКО) расходуется на развитие этой организации и в конечном итоге на то, чтобы больше людей с инвалидностью были трудоустроены и могли сами зарабатывать.
Кто приходит работать в НКО, много ли таких людей?
Все больше людей приходят работать в НКО и профессионально, и в качестве волонтеров. И те и другие очень важны, потому что человек, который пришел и посвятил НКО час своего свободного времени в день, в неделю или даже в месяц, уже приобщается к этой деятельности. На работу в НКО, как правило, приходят те, кто уже так или иначе с ними соприкоснулся. Например, на студенческой скамье: человек прошел практику в каком-то благотворительном фонде, понял, что это такое, и осознал, что его призвание создать свой фонд либо работать в фонде. Но пока, когда студентов спрашивают, как они видят свою будущую работу, очень мало кто видит ее в НКО. Это происходит потому, что еще не все толком знают, что это такое. Работа в НКО не только интересная, но и перспективная. Это очень хорошая стартовая площадка, дающая возможность людям овладеть многими навыками и реализовать себя в разных качествах. Есть такая категория людей, которые поработали в бизнесе и потом говорят: «Знаете, мы свое заработали, а теперь хотим работу для души» — и приходят работать в НКО. И таких примеров немало и будет еще больше, но это зависит в том числе от того, насколько хорошо люди будут информированы о том, что такое НКО, в чем смыл их деятельности и как поучаствовать в их работе.
Какую роль играют НКО в жизни гражданского общества?
Гражданское общество — понятие довольно обширное. Я его определяю как совокупность активных граждан, которые есть в каждой стране. Есть граждане, и есть объединения этих граждан, то есть некоторые институты. Я считаю, что НКО — это главный институт гражданского общества, поскольку он, во-первых, таких активных граждан объединяет, во-вторых, помогает активным гражданам себя проявить, понять свои способности, возможности, самореализоваться и помогает тем, кто еще не стал активным, такими стать. Таким образом, НКО — это еще и своего рода школы гражданского воспитания и образования.
Как Общественная палата взаимодействует с НКО?
Общественная палата старается как можно больше взаимодействовать с некоммерческими организациями. Мы видим свою главную задачу в том, чтобы быть неким прожектором НКО — держать руку на пульсе, понимать, чем наши НКО дышат, как они живут, какие у них достижения и какие проблемы. Мы стараемся оперативно реагировать на ситуацию, делать все от нас зависящее, чтобы наш некоммерческий сектор быстрее и активнее развивался, чтобы НКО становились реальным сектором экономики и могли осуществлять свою важную миссию — помощь людям, природе, социальное развитие во всех его аспектах — культуре, образовании и других.
Мы содействуем диалогу между НКО и органами власти. И хотя такой диалог у нас, безусловно, есть, иногда все же бывают проблемы со взаимопониманием сторон. Федеральная Общественная палата и общественные палаты регионов стараются быть диалоговой площадкой для того, чтобы стороны лучше увидели и услышали друг друга. Это вторая наша важная функция.
В-третьих, мы осуществляем мониторинг того, как в разных регионах идет развитие некоммерческого сектора, как НКО поддерживаются органами власти, как строится взаимодействие НКО с бизнесом и СМИ. Мы эту ситуацию отслеживаем.
Мы также делаем рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора. И не для того, чтобы просто места расставить, а для того, чтобы каждый регион мог увидеть, на каком месте он находится по разным параметрам: по активности НКО, по количеству привлеченных волонтеров, объему полученных пожертвований и другим показателям. Рейтинг — это управленческий инструмент и для органов власти, и для общественных палат, и для ресурсных центров, чтобы они могли двигать вперед свою работу по развитию некоммерческого сектора своего региона.
Источник: Общественная палата РФ