Четверг, 25 апреля, 2024
ГлавнаяМеждународные новостиЧем живут мусульмане Беларуси

Чем живут мусульмане Беларуси

В разных уголках планеты время от времени вспыхивают межконфессиональные конфликты. На Западе, в частности, увы, не редкость теракты адептов радикальных религиозных течений. Политика мультикультурализма на пространстве Евросоюза, к сожалению, так и не пустила корни. Последние расправы в Австрии, Франции свидетельствуют о глубоком расколе в обществе.

Почему так происходит? Что необходимо для мирного проживания в общем доме людей разных национальностей и вероисповеданий? И чему в этом контексте может научить опыт Беларуси, где в одном городе могут стоять рядом синагога, мечеть и христианский храм? Об этом наш новый проект «Мир и согласие». 

Несмотря на то что ислам на наши земли пришел более шестисот лет назад, а первые мечети стали появляться на рубеже XIV—XV веков, об этой религии большинство белорусов знают немного. Корреспондент «Народной газеты» отправилась в Минскую соборную мечеть, чтобы выяснить, в чем особенность веры и уклада жизни местных мусульман.

В лучших белорусских традициях

Когда знакомые узнали, что собираюсь идти в мечеть, они с удивлением спрашивали: «А разве женщин, еще и не мусульманок, туда пускают?» 

— Не переживайте, — успокоил председатель Совета имамов Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Дмитрий Радкевич. — Минская мечеть — подарок белорусскому народу от турецкого, попасть внутрь может любой желающий вне зависимости от вероисповедания при условии соблюдения определенных норм приличия, естественно. 

В осенних декорациях каменное здание с большим медным куполом и высоким минаретом, увенчанными полумесяцами, выглядит особенно роскошно.  

Мечеть совсем новая — открыта в 2016-м при участии Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана. Правда, очень похожа на ту, что была в столице до 1964 года. Только больше в 4,5 раза.

— Она построена по классическому белорусскому образцу, — говорит Дмитрий и, замечая удивление в моих глазах, поясняет: — Еще в начале ХХ века деревянные мечети украшали многие белорусские города и местечки — Мир, Клецк, Новогрудок, Слоним, Довбучки и другие. Большинство из них возводились по типовой планировке интерьера: имели два входа, два зала и две галереи (небольшие балкончики) — отдельные для женщин и мужчин. До наших дней оригинальная постройка конца XIХ века сохранилась только в Ивье, которое считается неофициальной татарской столицей страны. 

В современной Минской мечети тоже есть место и женщинам, и детям. Кроме внушительного молитвенного зала, здесь располагается конференц-зал на 250 мест, музей ислама в Беларуси, библиотека, учебный класс. Имеется и санитарно-гигиенический блок для обязательной процедуры ритуального омовения перед молитвой. 

— Пока шло строительство, мусульмане собирались в сквере и молились буквально на картонках, принесенных из дому покрывалах. Даже в снег и дождь, — вспоминает Дмитрий. — А сейчас по пятницам к нам приходят около 300—400 человек, на праздники — в несколько раз больше. 

Несмотря на то что пару десятилетий в Минске не было ни одной мечети, мусульманский дух город хранил всегда. Например, деревня Масюковщина (а сейчас микрорайон) получила свое название от имени Муса.

— Как, думаете, звучат фамилии потомков тех самых первых татар, которые живут на белорусских землях испокон веков? Радкевичи, Шабановичи, Александровичи, Криницкие, Канапацкие, Ясинские, — рассказывает Дмит­рий. — Ничего удивительного в этом нет. Белорусские татары, получая шляхетство или роднясь со шляхтой, немного меняли фамилии, отталкиваясь от имен знаменитых предков, местности, которой владели, или рода занятий. Поэтому и кажется, что они звучат уж очень по-белорусски.

Многонациональная община

Мусульманское сообщество в Беларуси в наши дни активно формируется. 

— Да, исторически первые татары, пришедшие с территории Золотой Орды, поселились здесь еще шесть столетий назад, во времена Великого княжества Литовского. В XVI веке сюда пришли черкесы, в ХІХ (после Русско-турецкой войны) тут оказалось много пленных турков, — акцентирует внимание Дмитрий. — Сейчас община — это не только потомки исторических переселенцев из стран, где традиционной верой считается ислам, но и белорусы из христианских или атеистических семей, которые стали мусульманами. Не стоит забывать о современных миграционных процессах — в Беларусь переезжают из Турции, арабских и среднеазиатских государств.

— Национальные особенности, как и разница политических взглядов, не влияют на взаимоотношения в мечети. В Судный день у нас не о них спросят, а о том, как мы прожили эту жизнь и что хорошего сделали, — подчеркивает Дмитрий. — Община занимается развитием самых разных сфер жизни. Так, наши женщины в последние годы стали активно продвигать новые направления бизнеса — косметологию, нутрициологию, туризм. Намечаются перспективы для развития халяль-индустрии (как в сфере общественного питания, так и сертификации пищевой и другой продукции). Но самое главное — есть большая потребность в области исламского образования. Планируем открыть в Минске филиал исламского колледжа, чтобы наша молодежь училась на месте, а не за границей. При мечети уже проходят занятия по основам ислама, начиная с детей трехлетнего возраста и заканчивая студентами вузов. Арабский язык бесплатно у нас могут изучать все желающие, независимо от вероисповедания. 

Это только в Минске. Но ведь есть еще и мусульманские общины в регионах. 

— Мой родной город — Ошмяны, — продолжает Дмитрий. — Там сегодня живут около 50 человек, исповедующих ислам. Это преимущественно потомки некогда пришедших туда татар. Для них наша вера — не просто религиозные убеждения, но и память. Местная община ухаживает за историческими татарскими кладбищами в Сморгонском районе. 
Особенность мусульманской общины у нас в том, что она многонациональна. Азербайджанцы, арабы, афганцы, татары, турки и другие — у каждого свой родной язык, традиции, быт и кухня. Но мечеть всех объединяет. Сюда приходят с благородными целями — молиться, учиться, делиться добротой и знаниями. Куда разумнее сосредотачиваться на том, в чем едины, а не на отличиях.

Домашняя кухня и халяльное меню 

Вопрос, который интересует многих, — как удалось сохранить веру, традиции и культуру на протяжении нескольких веков, если мусульмане постоянно находились и находятся в меньшинстве в Беларуси? 

— Довольно просто — пятикратная молитва. Если ты пять раз в день сам себе напоминаешь, что ты мусульманин, то, где бы ты ни находился, не забудешь об этом. Все бытовые вопросы решаемы при желании. Например, в регионах магазины с халяльной продукцией — редкость. Зато это подстегивает местных мусульман самим вести хозяйство и больше внимания уделять домашней кухне,  — рассуждает Дмитрий. — Что касается взаимодействия с исповедующими другие религии, то приведу слова имама Али: «Кого бы я ни встретил, это будет либо мой брат по вере, либо такое же творение Божье, как и я». 

В Минской соборной мечети часто можно увидеть туристов. В прошлом году их здесь было больше пяти тысяч! Но даже при такой популярности со стороны посетителей мечеть остается мечетью. Наш разговор с Дмитрием прерывает молитва. И в будний день сюда приходит немало мусульман, чтобы поклониться Аллаху. 

Знакомлюсь с прихожанином Бадрудином Турлоевым. Он родился и вырос в Чечено-Ингушетии, а в Минске оказался еще в советское время — служил в армии, потом учился в Гродненском государственном аграрном университете, профессионально занимался спортом, завел семью, да так у нас и остался:

— Живу в Беларуси больше 35 лет. За это время ни разу не испытывал к себе предвзятого отношения и, надеюсь, никогда не испытаю, — делится Бадрудин. — Ислам — вера мира. Как христианство или иудаизм, она не призывает к чему-то нехорошему. Если каждый будет искренне, не кривя душой, придерживаться своих принципов, то просто невозможно выйти на конфликт. 

Другой пример мусульманина — молодой афганец Бактош, чьи родители переехали в Минск еще до его рождения, потому что на родине была война. 

— С самого детства я рос среди белорусов. В Афганистане никогда не был, но это ничуть не помешало мне выучить родной язык, чтить национальные обычаи и познакомиться с культурными особенностями нашего народа. Безусловно, это заслуга родителей. Не хочу показаться нескромным, но среди моих братьев и сестер — учителя английского, журналист, врач, логист. Мы получили высшее образование здесь, работаем на благо Беларуси, но не забываем о корнях, — говорит Бактош. — К сожалению, в последнее время мусульман нередко отождествляют с террористами. Это задевает мои чувства. Ведь хорошие и плохие люди есть в любой стране, а ислам учит добру, миру, уважению. 

Анна КУРАК

Популярное