Четверг, 28 марта, 2024
ГлавнаяИсторияЛегенда и правда о Хасане Саббахе и ассасинах

Легенда и правда о Хасане Саббахе и ассасинах

Согласно распространенным представлениям, Хасан Саббах, “Старец горы”, является главой самой влиятельной террористической организации в истории, состоящей из фанатично преданных ему федаинов. Многие известные люди, от сельджукских правителей до военачальников крестоносцев, погибли от рук подосланных им убийц, пишет Баха Окар.

Согласно легендам, его резиденция находилась в замке на вершине недоступных гор. В нем имелся сад с прекрасными девушками. Чтобы добиться преданности от своих последователей Хасан Саббах, опоив их опиумом, якобы приводил в это место. Открыв глаза в этом саду, человек думал, что попал в рай. Ему говорили, если он будет беспрекословно подчиняться Старцу гор, то после смерти обязательно окажется там снова. Так как они использовали опиум, членов этой секты называли «хашиши» или ассасины (в западном произношении).

Примерно таков портрет Хасана Саббаха, нарисованный не только популярными историческими романами, но и серьезными книгами по истории. Насколько он правдив?

В реальности Хасан Саббах был лидером секты низаритов, представляющей собой ветвь исмаилизма. Мусульманские ученые признают их убеждения как выходящие за рамки ислама. Благодаря своей организованности и пропагандистской сети, назариты смогли распространить свое влияние на территории современного Ирана, Ирака и Сирии. Аббасидские халифы и сельджукские правители вели борьбу с ними. В целях обороны назариты создали ряд крепостей, в том числе знаменитый Аламут.

Сообщения о хашиши встречаются в трудах побывавших на Востоке европейцев с XII в. Кроме того, Гийом де Рубрук, монах, посетивший Монголию, называет низаритов мулидет, что, вероятно, является искаженным арабским словом “мульхид” («отступники»). В суннитских исторических источниках низаритов именуют мульхидами, исмаилитами, низаритами, само их учение обозначается как батынийя или талимийя. Очевидно, что сами низариты себя ни мульхидами, ни хашиши не именовали. Откуда же европейцы взяли это название? Следует предположить, что так называло последователей этой ветви исмаилизма враждебное к ним суннитское окружение, и это слово отражало не практику низаритов, а служило оскорбительным прозвищем.

Известно точно, кто стал для европейцев источником легенд о саде и методах, используемых Хасаном Саббахом для вербовки своих убийц. Это Марко Поло со своей «Книгой о разнообразии мира». Он писал в ней: «В стране Мулект в старину жил горный старец… Старец по-ихнему назывался Ала-один. Развел он большой, отличный сад в долине, между двух гор; такого и не видано было. Были там самые лучшие в свете плоды. Настроил он там самых лучших домов, самых красивых дворцов, таких и не видано было прежде; они были золоченые и самыми лучшими в свете вещами раскрашены. Провел он там каналы; в одних было вино, в других — молоко, в третьих — мед, а в иных — вода. Самые красивые в свете жены и девы были тут; умели они играть на всех инструментах, петь и плясать лучше других жен. Сад этот, толковал старец своим людям, есть рай. Развел он его таким точно, как Мухаммед описывал сарацинам рай: кто в рай попадет, у того будет столько красивых жен, сколько пожелает, и найдет он там реки вина и молока, меду и воды… Входил в него только тот, кто пожелал сделаться асасином… Приказывал старец вводить в этот рай юношей, смотря по своему желанию, по четыре, по десяти, по двадцати, и вот как: сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад; там их будили. Проснется юноша и, как увидит все то, что я вам описывал, поистине уверует, что находится в раю… Захочет старец послать куда-либо кого из своих убить кого-нибудь, приказывает он напоить столько юношей, сколько пожелает, когда же они заснут, приказывает перенести их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда не вышли бы. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются; а старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши и описывают все, что там, словно как в раю, о котором их предкам говорил Мухаммед; а те, кто не был там, слышат все это, и им в рай хочется; готовы они и на смерть, лишь бы только попасть в рай; не дождутся дня, чтобы идти туда. Захочет старец убить кого-либо из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих асасинов; посылает он многих из них в недалекие страны с приказом убивать людей; они идут и приказ его исполняют; кто останется цел, тот возвращается ко двору; случается, что после смертоубийства они попадаются в плен и сами убиваются».

Между тем, Марко Поло побывал в Иране в 1273 году, когда Аламут и другие крепости низаритов были разрушены, исмаилиты рассеяны по разным уголкам региона и скрывались. Поэтому скорее всего, Марко Поло адаптировал историю, которую он ранее слышал о сирийских исмаилитах, при этом используя свое воображение. Являются ли райские сады и одурманенные опиумом убийцы реальными? Конечно, как и любой миф, эти представления основаны на некоторых фактах. Например, во многих замках низаритов, особенно в Аламуте, было много садов. Но, согласно археологическим исследованиям, ни в одном из них нет такого удобного места для сада, который мог заставит человека поверить в то, что он находится в Раю. Другим источником легенды о шейхе, дарующим своим мюридам райский сад, могло быть учение исмаилитов. Последние истолковывали хадис «Место между моей могилой и минбаром является садом из садов Рая» таким образом, что минбар, т.е. место, откуда говорят о религии, это символ шариата, могила – символ философии, потому что философия помогает понять скрытые (захир) стороны шариата, а это своего рода смерть. Исходя из этого, место между могилой и минбаром – это истина. Согласно представлениям исмалитов, нельзя обрести эту степень без наставника, а шейх, помогая сделать это своему ученику, открывает перед ним ворота в Рай.

Что же касается опиума, то он применялся как в медицинских целях, так и в качестве расслабляющего средства на Ближнем Востоке. Также известно, что он используется для достижения экстатического состояния в некоторых суфийских сектах. Таким образом, применение опиума низаритами действительно могло иметь место. Но вызывает сильное сомнение, чтобы Хасан Саббах вербовал с его помощью федаинов. Во-первых, опиум и его влияние были широко известны, и вряд ли он мог быть тайным орудием в руках главы низаритов. С другой стороны, для исполнителей убийства требуются тщательное планирование и подготовка, и, следовательно, ясный ум. Кроме того, известно, что в Аламуте были строгие порядки, исключающие мирские удовольствия. Хасан Саббах убил одного из своих сыновей за то, что тот выпил вино. Таким образом, о широком использовании опиума низаритами не может быть и речи. Ни в одном серьезном источнике нет доказательств того, что они делали это, кроме этимологии закрепившегося за ними прозвища “хашиши”.

Таким образом, на сегодняшний день достаточно научных данных, которые позволяют понять, кем были низариты. Но тем не менее, мифы об ассасинах, основанные на фантазиях Марко Поло, все еще широко распространены. Невольно возникает предположение, что кому-то это выгодно. Легенды о Хасане Саббахе оказываются полезными везде, где необходимо показать, что насилие – это суть ислама. И вряд ли, когда империализм занят формированием и распространением подобных взглядов, искаженный образ Старца горы и ассасинов, как символ одурманенных опиумом убийц, вершащих террор ради религии, приобрел популярность совершенно случайно.

Источник: Исламосфера

Популярное