Четверг, 18 июля, 2024
ГлавнаяОбществоГеннадий Семигин: языковая тема крайне чувствительна и может быть использована для разжигания...

Геннадий Семигин: языковая тема крайне чувствительна и может быть использована для разжигания межнационального напряжения

30 июня по инициативе Комитета по делам национальностей в ГД состоялся круглый стол на тему «Сохранение, изучение и развитие языков народов РФ: основа единства и многообразия»

Проанализировать эффективность мер государственной языковой политики, наладить диалог между ее участниками и выработать рекомендации — так сформулировал цель круглого стола Председатель Комитета по делам национальностей Геннадий Семигин.

«Правовые основы языковой политики составляют, во‑первых, Конституция Российской Федерации, особенно статьи 26, 68 и 69, законы «О государственном языке Российской Федерации», «О языках народов Российской Федерации», федеральное законодательство об образовании, культуре, науке, Стратегия государственной национальной политики. Важно, чтобы практические решения исполнительной власти принимались только в согласии с этими основополагающими документами», — подчеркнул Геннадий Семигин.

Сегодня в РФ используются 277 языков и диалектов, только в государственной системе образования функционирует более сотни языков, на 24 языках ведется обучение детей, более 70 языков являются предметом изучения. Более 2 млн детей изучают родной язык в школе. Преподавание в детских садах ведется на 49 родных языках народов России.

«Все понимают, насколько чувствительна языковая тема и как она может быть использована для разжигания межнационального напряжения», — отметил парламентарий. Для этого он предложил активизировать работу над Концепцией языковой политики Российской Федерации и инициировать соответствующие изменения в законодательство, если работе по сохранению русского языка и языков народов страны необходимо придать системный характер.

«Один из важнейших документов, который, к сожалению, пока еще не готов, — это концепция языковой политики РФ. Подготовка этого документа, конечно, затянулась. Мы сейчас как комитет будем инициаторами наращивания работы в этом направлении. На базе этой концепции может быть придется вносить и определенные коррективы в действующее законодательство», — отметил Председатель Комитета.

Он напомнил, что Россия сегодня лидирует в мире по уровню стабильности межнациональных отношений, что признается в том числе и международным сообществом. Однако, как указал Геннадий Семигин, чтобы концепция языковой политики эффективно работала, нужно уделить особое внимание подготовке необходимого количества учителей родных языков и повышению их квалификации.

«Необходима подготовка современных учебников на родном языке, популяризация их в детской и подростковой среде. Должен сказать, что одно из важных направлений — это, конечно, развитие научных школ и подготовка научных кадров на родных языках, чтобы научные достижения стали возможны на родных языках. В этом вопросе есть еще большие резервы, чтобы развиваться», — отметил Председатель Комитета.

Кроме того, указал он, необходимо обеспечить возможность и доступность образование на родном языке в национальных регионах, а также проведение культурных мероприятий и развитие СМИ на родном языке.

Статс-секретарь — заместитель руководителя ФАДН России Анна Котова отметила необходимость сотрудничества разных институтов в вопросах сохранения, изучения и развития языков РФ. «Нам необходим баланс в поддержке государственного — русского — языка и языков народов России. И в этом важен многоаспектный подход и межведомственное взаимодействие», — резюмировала Анна Котова.

Член комитета Государственной Думы по просвещению Эльвира Аиткулова заявила о необходимости совершенствования законодательного регулирования в вопросах обучения родным языкам. «Надо закрепить законодательно возможность получения дошкольного образования на родном языке», — отметила она.

По мнению Аиткуловой, сейчас распространена ситуация, когда дети-билингвы к трем годам владеют двумя языками — русским и родным — но в детском саду начинают общаться исключительно на русском. Таким образом, к шести–семи годам родной язык оказывается утерян и в школе его приходится учить заново.

Замдиректора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Анна Тимофеева ситуация с изучением родных языков выравнивается. Так, на данный момент системно учат родные языки в дошкольных учреждениях дети в 40 субъектах России, в средней школе изучающих еще больше. По данным министерства, родные языки в системе общего образования учат более двух миллионов детей. «И это число растет год от года», — отметила Анна Тимофеева.

На круглом столе выступили также более двух десятков экспертов: представителей региональных органов власти, вузов и научных центров, СМИ и общественных организаций.

Источник: duma.gov.ru

Популярное