Воскресенье, 28 апреля, 2024
ГлавнаяОбществоПочему мусульманский мир открывается России и российскому исламу

Почему мусульманский мир открывается России и российскому исламу

 Интервью «Российской газете» главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Альбира хазрата Крганова

Альбир Рифкатович, в сетях и по ТВ все видели, как жители Мариуполя встречали чеченских бойцов-освободителей. Чеченцы кричат: «Аллах, акбар!». Сидельцы подвалов радуются и плачут: «Русские пришли!» Как и когда в сознании людей произошло отделение ислама от радикализма и экстремизма, тем более терроризма, ярлыки которых изрядно потрепали нервы мусульманам?
Альбир-хазрат Крганов: Ярлык сопоставления ислама с терроризмом придумали не мы. Этот ярлык пропагандистской машины западных стран работал не один год. Пропаганда отравляла сознание простых людей, насаждала исламофобию. Оправдание терроризма под прикрытием ислама было придумано США и западными странами для реализации проекта так называемой «арабской весны» и других подрывных проектов против исламского мира. В нашей стране это дало сбой. События в Донбассе доказывают, что наносное уходит быстро, а традиции верности и долга остаются. В этом сила российского народа. Ее не измерить тем, кто именно освобождает людей от украинских нацистов и националистов — бурят, русский, кавказский или татарский воин. Я бы это измерение назвал единением гражданской идентичности. Или одним словом — русские. Или россияне. А голову, мол, почему так, пусть ломает тот, кто проигрывает, настаивая на своей «избранности». Сатана тоже так про себя думал.
Муфтий ЛНР объявил о сооружении медресе в Луганске. Кто там будет учиться и не приедут ли туда украинские мусульмане из центра «Арраид», который поддержал муфтия Майдана — Саида Исмагилова и Киев?
Альбир-хазрат Крганов: Муфтий Мухаммад Саид Гамбаров работает над сплочением исламской уммы ЛНР, встречается с мусульманами республики и Украины. По их просьбе он задумал создание медресе традиционного толка. Такой центр нужен в том числе и для преодоления насаждаемого раскола, о котором вы говорите. Точнее, раскола нет, есть попытки его насаждения, в том числе через науку «других» медресе «для избранных». А наше медресе открыто для всех тех, кто разделяет традиционные ценности ислама, что нас и уберегает от раскола.
Мусульманские лидеры России настояли на возрождении отечественного религиозного образования с тем, чтобы молодые люди не уезжали учиться за границу, где они нередко проникались идеями радикализма. Сеть российских исламских вузов дала новую генерацию имамов?
Альбир-хазрат Крганов: Мы в начале, у истоков. Сделаны первые шаги по возрождению отечественной исламской богословской школы. Большие надежды мы связываем с Болгарской исламской академией. Трудности есть, но их помогает преодолевать и поддержка со стороны государства, и опора на отечественное богословское наследие и взаимодействие с мировой традицией ислама.
Не рискуете? Часть, как говорят чеченские добровольцы, «дешайтанизации» Украины — мусульманский раскол на «майданных» имамов, а они часто учились за границей, и генерацию Болгарской исламской академии. Вы же инициируете обмен с медресе Индонезии и с университетом «Аль-Мустафа» в Иране.
Альбир-хазрат Крганов: Из названных вами стран студенты тоже приедут к нам в Болгарскую исламскую академию. Это раз. Два: мы за границу отправляем студентов старших курсов. Думаю, они достаточно сформировались в интеллектуальном и гражданском отношениях и способны быть думающими участниками образовательных коммуникаций. Надо открываться миру, открывая ему и свой мир.
В чем особенности нового поворота России к исламскому миру, а его — к нам?
Альбир-хазрат Крганов: Думаю, в желании подняться до высот благополучия — духовного и экономического, сохранив веру. Неприсоединение стран мусульманского мира к антироссийским санкциям его ускорило. Но путь складывается потому, что исламский мир — это не только мечеть и молитвы. Это государственный подход ислама к развитию мира. В этом смысле визит российских мусульман в Индонезию и визит индонезийцев в Татарстан заложили основу для сближения единоверцев, повысили узнаваемость России в Юго-Восточной Азии. Сложился и визит иранских религиозных деятелей к нам.
На этих встречах или при подготовке визита президента Индонезии Джоко Видодо в Россию, потом — визита президента Владимира Путина в Иран оформилась идея поворота на Восток?
Альбир-хазрат Крганов: Визиты глав государств готовятся на уровне их администраций и дипломатов. Мы, религиозные деятели, участвуем в них как инструмент «мягкой силы». В этих рамках визит религиозных деятелей и бизнесменов из Москвы, Татарстана, Башкортостана и Дагестана в Индонезию — страну с самым высоким в мире числом жителей, исповедующих ислам, получился прорывным. Тут важен акцент: индонезийцев интересовала практика российского закона о свободе вероисповедания, основы нашей национальной политики. И вопросы недискриминации ислама и мусульман, отсутствие осквернения священных текстов и запрет оскорбления чувств верующих вызвали там уважение. На их основе было легче достичь согласия о создании групп по развитию бизнеса, включая халяльную индустрию, образования, по организации туризма, продвижению кинематографа. Но это только начало восточного вектора нашей политики. Неприсоединение стран мусульманского мира к антироссийским санкциям лишь подтверждает верность стратегии цивилизационного поворота на Восток.

Владимир Емельяненко

Российская газета — Федеральный выпуск: №208(8856)

Источник и фото: https://rg.ru/2022/09/16/rahmat.html 

Популярное