Воскресенье, 12 мая, 2024
ГлавнаяОбществоПочему банкинг исламских стран поверил в Россию

Почему банкинг исламских стран поверил в Россию

Поездки российских муфтиев в мусульманские страны, а в сентябре — приезд исламских богословов 14 стран Востока в Россию, открывают новый взгляд на то, что правит миром — интересы или ценности и традиции. О том, как достичь сочетания интересов и традиций, на вопросы «РГ» отвечает глава Духовного собрания мусульман России (ДСМР), муфтий Альбир-хазрат Крганов.

Альбир Рифкатович, вы были одним из соавторов подготовки визита президента Индонезии Джоко Видодо в Россию, потом — визита президента Владимира Путина в Иран. На этих встречах родилась тема вхождения исламского банкинга к нам в страну?

Альбир-хазрат Крганов: Визиты глав государств готовятся на уровне их администраций и дипломатов. Мы, религиозные деятели, участвуем в этом как инструмент «народной дипломатии». В связи с этим в рамках соработничества, как говорят наши православные братья, визит религиозных деятелей и бизнесменов из Москвы, Татарстана, Башкортостана и Дагестана в Индонезию — страну с самым высоким в мире числом жителей, исповедующих ислам, получился прорывным. Тут важен акцент: индонезийцев интересовали работа российского закона о свободе вероисповедания, основы нашей религиозной и национальной политики. Вообще, вопросы недискриминации ислама и мусульман, отсутствие осквернения священных текстов и запрет оскорбления чувств верующих вызвали там неподдельное уважение. И вот уже на их основе было легче достичь согласия о создании рабочих групп по развитию сотрудничества в сфере бизнеса, включая халяльную индустрию, образования, туризма. Речь зашла и об исламском банкинге.

Какую роль в нашем интересе к банкингу сыграло сокращение инвестиций в Россию

Альбир-хазрат Крганов: Тема исламского банкинга для нас не нова. Она не первый год обсуждается на разных уровнях, накоплен определенный опыт. Западные санкции тоже играют свою роль, но при этом большинство стран — членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) и раньше сотрудничали с Россией, предлагая строить отношения на основе системы исламского финансирования. В случае ее принятия, это стало бы своеобразным ответом западным рынкам, еще одним дополнительным инструментом развития финансов.

Как это возможно, если российские законы не совпадают с требованиями мусульманской финансовой системы?

Альбир-хазрат Крганов: Начнем с того, что исламский банкинг ввел запрет на ростовщичество — ссуду денег под процент. И в мусульманских странах практикуют формы софинансирования бизнеса, которые соблюдают это ограничение. Что в этом противозаконного и почему не перенять то, что нас сблизит? Другое дело, что мы, религиозные и общественные деятели, ратуем за то, чтобы это дело регулировало государство. И инициатива уже прорабатывается законодателями и Центробанком. Мы, как можем, с партнерами поддерживаем. Группа стратегического видения «Россия — исламский мир» на площадке форума «Казань-Саммит» тоже тестирует проблематику исламского банкинга. В будущем году с этой группой, куда я тоже вхожу, готовим заседание в одной из мусульманских стран, сейчас определяется в какой. В повестке которой также стоит развитие инструментов исламского банкинга в России.

Помимо запрета ссудных процентов, спекуляции и игр со временем, еще понятие исламских денег диктует их отсутствие связи с криминалом и азартными играми. Как это все учесть?

Альбир-хазрат Крганов: Как раз этим исламский банкинг выгодно отличается от западного. И тут нужна его популяризация в обществе. Совсем недавно в Государственную Думу был внесен законопроект «О деятельности по партнерскому финансированию» с пакетом поправок в закон. Их принятие создаст правовую основу для апробации исламского банкинга у нас.

Еще исламские деньги не должны быть связаны с животными, мясо которых в исламе считается запретным. В России на этих животных строится отрасль животноводства. Означает ли это, что банкинг будет доступен только мусульманским регионам страны?

Альбир-хазрат Крганов: Большая ошибка думать, что инструменты исламских финансов предназначены только для мусульман. Они открыты для всех и реализуются в ряде западных стран в том числе. Просто надо знать и учитывать тонкости права ислама, арабского языка, менталитета мусульман и, да, ряда ограничений, обусловленных нормами веры. Это относится, в частности, к проблеме финансирования казино, свиноводства, продажи алкогольной продукции. Однако сохраняется возможность кредитования иных отраслей животноводства, иных проектов сельского хозяйства и реальных секторов экономики, которые составляют основную часть всего товарооборота. Например, стоит учитывать, что халяль (см* справку) — индустрия, которая сегодня в мире имеет многомиллиардные обороты.Ошибка думать, что инструменты исламских финансов предназначены только для мусульман

Казанский федеральный университет готовит введение учебных дисциплин по исламскому банкингу и праву. Татарстан станет их отправной точкой?

Альбир-хазрат Крганов: Для этого есть все предпосылки. Пилотными участниками проекта, который ожидается в начале 2023 года, готовы быть Татарстан, Дагестан, Чечня и Башкирия. Ведется серьезная работа с регионами в этом направлении. Общей проблемой является отсутствие кадров и издержки при внедрении банкинга. Здесь нужно тесное сотрудничество светских и исламских вузов в подготовке кадров. В этом отношении КФУ и Казанский исламский институт — лидеры. Опять же Татарстан — узнаваемый в исламском мире регион России, к его мнению прислушиваются, у него есть и роль, и влияние. Еще интересен опыт деятельности Центра партнерского финансирования и спецпроектов, открытого СберБанком.

В исламском финансировании есть лазейки, когда долг, премию или проценты оформляют как «пожертвование». Такие скандалы были в Катаре, Турции, Египте.

Альбир-хазрат Крганов: В любой сфере есть желающие обойти закон. Такие попытки необходимо пресекать, будь то исламский банкинг или любая другая сфера. Возможности, инструменты и ресурсы у государства, в частности у контролирующих органов, для этого есть.

Остается опасение финансирования терроризма, что было. Как выставить щит «братству» криминала?

Альбир-хазрат Крганов: Особо хочу отметить, что инструменты исламского банкинга не имеют ничего общего с терроризмом и его финансированием. Это прямо противоречит основам ислама. И потом финансирование терроризма в России эффективно контролируется. Не думаю, что с тем уровнем цифровизации у нас в стране, который есть, это является проблемой.Справка «РГ»

Исламский банкинг — финансовая деятельность на основе принципов шариата — предписаний ислама. Ключевые правила:

1. Запрет на ссудные проценты.

2. Запрет на спекуляцию (включая фьючерсы и фондовые рынки).

3. Запрет на инвестиции от производства и потребления харама — запрещенного в исламе (алкоголя и т.д.).

4. Запрет на инвестиции от доходов от азартных игр, проституции, порнографии, колдовства и магии.

5. Запрет производства и переработки «мяса животных, которые были забиты не с именем Всевышнего» (свинина, хищные животные).

Халяль (араб. — халал — допустимость, допустимый, разрешенный). В Коране «халяль» — противопоставление слову «харам» — запрещение. Все деяния человека между ними делятся на 8 категорий. Самые важные — правильное разделение на харам и халяль. Халяль, в том числе, это исламские диетические правила, выстроенные на основе веры.

Источник и фото: Российская газета — Федеральный выпуск: №245(8893)

Популярное